Тема 9

меню раздела

Локальная дистанционная среда

как средство профессионального развития педагогов

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от уровня профессионального развития педагога. В современных условиях радикально меняется статус воспитателя, его образовательные функции, требования к его профессионально-педагогической компетентности, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие. Сегодня в учреждении дошкольного образования востребован педагог творческий, способный мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе образования ребёнка дошкольного возраста.

В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность педагога» понимается как гармоничное сочетание теоретических психолого-педагогических знаний, умений и навыков, апробированных в действии, а также приемов и средств его саморазвития и самореализации (И.Д.Белоновская, Э.Ф.Зеер, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Н.Я.Кушнир, Н.В.Кухарев, Л.Г.Тарусова).

Проанализировав на начальном этапе уровень сформированности у педагогов мотивов и потребностей к профессиональной деятельности, мы пришли к выводу о необходимости поиска эффективных форм повышения профессиональной компетентности педагогических работников путем дистанционного взаимодействия.

Были определены критерии и показатели эффективности проекта. Соотнося профессиональную компетентность с различными аспектами «зрелости специалиста», мы основывались на характеристике следующих ее компонентов: специально-педагогическая, деятельностная и личностная с использованием следующих шкал: творческий уровень, поисковый уровень, репродуктивный уровень.

На педагогическом совете было принято решение о создании дистанционного курса и определены основные направления повышения эффективности методической работы путем дистанционного взаимодействия.

Анализ уровня ИКТ-компетентности педагогов учреждения образования выявил достаточно высокий уровень. Так, 76% педагогических работников учреждения имели сертификаты ИКТ в категории «Учебно-воспитательная работа», 80% оценили свою степень владения ИКТ как опытные пользователи, 56% педагогов часто применяют компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности, 92% педагогов учреждения образования выразили готовность участия в дистанционном курсе.

В августе 2017 года в учреждении был запущен дистанционный курс «Творческая лаборатория». Данный курс, размещенный в адаптивной дистанционной среде MOODLE, направлен на самообразование педагогов, на включение в диалоговое взаимодействие с тьютором, а также с коллегами, на формирование адекватной самооценки с целью мотивации активного участия в образовательном процессе.

На организационном этапе были созданы необходимые условия для функционирования дистанционного курса: разработана стартовая презентация, подобран методический материал для дальнейшего размещения в дистанционной среде. Для педагогов учреждения был организован семинар «Возможности дистанционной формы взаимодействия». Авторы проекта прошли повышение квалификации по использованию информационно-коммуникационных технологий в работе с педагогами: «Использование информационно-коммуникационных технологий для создания учебного проекта» (Янковская Л.Е.), «Подготовка IT-тьюторов для организации и сопровождения образовательного процесса средствами дистанционных технологий».

На практическом этапе методическая работа учреждения дошкольного образования организована с использованием дистанционной формы взаимодействия.

Применение модели интеграции очной и дистанционной форм обучения предоставило принципиально новые возможности для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, что позволило существенно расширить рамки самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности педагогических работников, обеспечить идивидуализацию обучения.

Дистанционный курс представляет педагогам не только консультационный материал, но и организует процесс повышения профессиональной компетентности таким образом, чтобы им было доступно и интересно. Для удобства работы в дистанционной среде весь материал предложен педагогам по месяцам в соответствии с годовым планом учреждения образования. В каждом месяце педагогическим работникам предлагается материал как для ознакомления, так и для выполнения домашних и практических заданий и проверке своих знаний. Поэтому «Творческая лаборатория» нацелена на полное вовлечение и погружение педагогов в образовательный процесс и дальнейшее самообразование.

Благодаря интерактивным тестовым технологиям системы МООDLE, тьютору предоставлен широкий спектр возможностей для организации качественной самопроверки знаний педагогов по изучаемой теме. Поcле изучения каждой темы педагогам предлагалось пройти тестирование, по окончании которого они знакомились с итоговым баллом. Использование интерактивных ресурсов направлено на самостоятельное изучение темы, а использование разного вида вопросов способствовало более активному взаимодействию со стороны педагогов. Также педагогам предлагалось поработать с таким интерактивным ресурсом как «задание». Педагоги загружали свои ответы в виде документов Word, а также фотоотчеты по итогам выполненных заданий. Оценивание данного вида заданий происходило при помощи 100-балльной системы. Индивидуальный подход в процессе оценивания контрольных заданий, конфиденциальный характер деловых отношений, четкость и доступность критериев оценки позволяли корректировать самооценку профессиональной успешности педагогов. Использование ресурса «Анкетирование» позволило выявить проблемы и затруднения педагогов.

Для решения годовой задачи по эффективному использованию методов и приемов развития творческого воображения детей дошкольного возраста, педагогам был предложен курс консультаций по направлениям «Воображение как познавательный психический процесс», «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности», «Музыкально-творческое развитие детей дошкольного возраста», «Развитие двигательного воображения детей», «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста»; видеоматериалы, содержащие мастер-классы, видеоконсультации, видеоуроки; ссылки на литературу для самостоятельного изучения. В октябре в учреждении образования был организован семинар, по итогам которого педагогам было предложено домашнее задание: отработать изученные методы и приемы работы с детьми своей возрастной группы, описать полученные результаты, а фотоотчеты о проделанной работе представить в дистанционной среде. Педагоги размещали также разработанные конспекты занятий, разработки игр по развитию творческого воображения детей дошкольного возраста.

С целью повышения уровня ИКТ-компетенций для желающих педагогов в период с октября по декабрь 2017 года в учреждении были организованы практические занятия, направленные на освоение образовательных компьютерных программ Turbo Site, Сonstructor Elektronic Books, eBookMaestroFREE, AutoPlayMediaStudio и др., что позволило вывести образовательный процесс в учреждении на качественно новый уровень. Так, итогом выполнения одной из годовых задач в 2017/2018 учебном году стало электронное пособие «Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста» (разработанное в программе Сonstructor Elektronic Books), в котором творческой группой педагогов были систематизированы все разработанные материалы по данной теме. С использованием компьютерной программы Auto Play Media Studio наши педагоги разработали интерактивную электронную газету для родителей.

У каждого педагога оформлено портфолио, в котором собрана по разделам вся информация о его профессиональной деятельности, его достижениях, ходе работы над темой по самообразованию.Профессиональная конкурентоспособность человека во многом зависит от его способности овладевать  новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии «портфолио педагога» для педагогического коллектива.

Электронное портфолио, подготовленное с помощью компьютерных средств, с использованием мультимедиа и читаемое с помощью компьютера, направлено на отражение динамики сформированности профессиональной педагогической  деятельности и профессионального развития педагога в целом.  Освоение программы TurboSite позволило нашим педагогам систематизировать материалы портфолио в виде сайта. На главной странице размещены общие сведения: образование, квалификационная категория, педагогическое кредо. Страничка «Авторские разработки» постоянно пополняется, когда в портфолио добавляются новые материалы.

Таким образом, «электронное портфолио» - это наиболее эффективная форма решения задач развития потенциала воспитателя дошкольного образования.Электронное портфолио является эффективным средством самообразования педагога, так как способствует формированию его исследовательских умений, профессиональному росту и развитию.

В конце учебного года были проанализированы промежуточные результаты работы педагогического коллектива в дистанционном курсе, выявлены проблемы, определены пути устранения проблем.

О возросшем уровне профессиональной компетентности можно судить по представленному обобщенному опыту работы педагогов:"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с ближайшим окружением посредством использования электронных интерактивных средств обучения" (БравковаИ.В.). Данный опыт представлен на городской конкурс научно-методической литературы, педагогического опыта в области воспитания (февраль - май 2018), по итогам которого удостоен диплома победителя; "Формирование элементарных географических представлений детей дошкольного возраста путем использования игровых методов и приемов" (Быкова Е.П.). Данный опыт представлен к публикации в журнале "Минская школа сегодня"); "Игровые методы и приемы как средство формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста" (Брезовская С.В.).

Воспитатели учреждения приняли участие в интернет-проекте (с международным участием) «Пространство открытых возможностей», январь – март 2018, представив электронное портфолио, разработанное в программе «TurboSite» и сюжетно-игровой комплекс.

Быкова Е.П. приняла участие в научно-практической конференции (с международным участием) «Качество современного образования: от профессионализма учителя – к компетентности учащихся» в апреле 2018 года.

На районном фестивале «Ярмарка методических идей и инновационных решений» авторская разработка нашего педагога была удостоена победы в номинации «Лучший образовательный продукт».

Личным достижением воспитателя И.В.Бравковой можно считать публикацию в газете «Минский курьер» (январь 2018 г.), Приложение № 18.

Результатами диагностики и самоанализа воспитателей подтверждается рост личностных компетенций (рефлексия, адекватная самооценка, мотивация, коммуникация и др.). В результате промежуточной диагностики было выявлено, что 28% педагогов перешли с репродуктивного уровня в поисковый, 36% - с поискового в творческий.

Дистанционный курс «Творческая лаборатория» был представлен на городском дистанционном конкурсе «Электронное обучение – обучение без границ». О востребованности дистанционной формы сопровождения педагогических работников свидетельствует результат участия «Творческой лаборатории» в республиканском конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет» в 2018 году.

Таким образом, анализ промежуточных результатов работы дистанционного курса «Творческая лаборатория» свидетельствует о возросшем уровне профессиональной компетентности педагогов. Внедрение в практику дистанционного взаимодействия позволило повысить качество самообразования педагогов дошкольного учреждения, усовершенствовать технологию формирования эффективного педагогического опыта.

Можно сделать вывод, что дистанционная форма обучения представляет возможность создания системы непрерывного самообразования, обмена информацией независимо от режима работы педагога.

       Исходя из вышеизложенных результатов, дальнейшая работа по реализации проекта позволит:

üсоздать электронный банк данных авторских разработок педагогов по разным направлениям образовательного процесса;

üпродолжить обобщение педагогами опыта собственной педагогической деятельности;

üобеспечить трансляцию передового педагогического опыта педагогов через участие в конкурсах профессионального мастерства, научно-практических конференциях, публикации и др.;

üосуществить дистанционное взаимодействие педагогов учреждений дошкольного образования на уровне Первомайского района г.Минска;

üобобщить опыт работы по использованию формы дистанционного взаимодействия в системе методической работы, разработать методические рекомендации.

СПИСОК использованных источников

1. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов: учеб.-метод. пособие / М.Б Лебедева [и др.]; под ред. М.Б. Лебедевой. – СПб. :БХВ-Петербургб, 2010. – 336 с.

2. Глинский, А. А. Организационно-методическое сопровождение самообразования педагогических кадров / А. А. Глинский // Пачатковае навучанне. – 2011. -- №10. – С. 33 – 38.

3. Глинский, А. А. Кто и что формирует имидж педагога современной школы? / А. А. Глинский // Народная асвета. – 2012. -- №9. – С. 20 – 26.

4. Гребенкина, Л. К. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы / Л. К. Гребенкина, Н. С. Анциперова. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2000. – 160 с.

5. Кодекс Республики Беларусь об образовании : с изменениями и дополнениями по состоянию на 12 марта 2012 г. – Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2012. – 400 с.

6. Кухарев, Н. В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества / Н. В.Кухарев, В. С. Решетько. – Мозырь: Белый ветер, 1998. – 86

  1. Ладутько, Л.К. Управление профессиональным ростом педагогов и саморазвитием коллектива / Л. Ладутько, Т. Козловская // Пралеска. - 2011. - № 4.С.16-20.

8. Пинская, М. А. Портфолио учителя / М. А. Пинская. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.

9. Поташник, М. М. Нет условий – нет и роста / М. М. Поташник // Народное образование. – 2009. – № 7. – С. 124 – 130.

10. Старжинская, Н. С. Инновационный потенциал дошкольного образования Беларуси в условиях информационного общества: предпосылки и развитие / Н. С // Пралеска. - 2011. - № 12.

to top button