Тема 10

меню раздела

Профессиональное развитие педагогов учреждения дошкольного образования в процессе инновационной деятельности,

      В настоящее время технические средства обучения – это не модные аксессуары, а необходимые и эффективные средства повышения качества образовательного процесса. Использование информационно-коммуникационных технологий в условиях учреждения дошкольного образования предполагает создание материально-технической базы, а также развитие информационной компетентности педагогов учреждения дошкольного образования.      

      Только творческие педагоги, стремящиеся идти в ногу со временем, изучившие возможности использования и внедрения информационно-коммуникационных технологий в свою практическую деятельность, смогут модернизировать образовательный процесс, повысить его эффективность [2, с.87].

      Участие в инновационной деятельности в рамках реализации Республиканского инновационного проекта «Внедрение модели повышения профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования посредством ИКТ» (приказ Министерства образования Республики Беларусь № 616 от 24.07.2015) позволило нам вывести на качественно новый уровень управление процессом профессионального развития педагогов и стимулирование их к творчеству и саморазвитию, повысить качество методической работы.

      Повышению уровня мотивации педагогических работников способствовала система стимулирования педагогов. Посредством эффективного сотрудничества, индивидуального подхода, коллективного принятия решений, делегирования полномочий значительно повысился уровень мотивации педагогов.

Для реализации поставленной цели в ГУО «Ясли-сад № 522 г. Минска» были созданы условия: компьютеризированы рабочие места воспитателей и узких специалистов, имеется доступ в интернет. Приобретены мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, цифровая видеокамера, фотоаппарат, система интерактивного опроса, мультиборд.

Изучение уровня компетентности педагогов в использовании компьютерных технологий на начальном этапе показало достаточно высокий уровень. Вместе с тем, для успешной реализации поставленной задачи необходимо было освоение программы сертификационного экзамена в категории «Учебно-воспитательная работа». С этой целью, в учреждении был организован постоянно действующий семинар по подготовке к сдаче экзамена. В результате 6 педагогов успешно сдали экзамен и получили сертификаты. На данный момент 76% педагогов учреждения являются сертифицированными пользователями информационно-коммуникационных технологий.

Изучение мотивированности участников педагогического коллектива проходило в форме анкетирования. В результате обследования была определена творческая группа педагогов – участников инновационной деятельности.

В рамках инновационной деятельности на основе выявленных проблем каждый педагог определял для себя тему педагогического исследования, над которой впоследствии работал. Кроме того, с целью повышения эффективности и более полного разрешения проблем, возникающих в практике работы дошкольного учреждения, было принято решение организовать деятельность педагогов в рамках единой темы годового плана. Исходя их этих тем, каждый педагог формулировал свою тему, находясь в проблемном поле методической работы учреждения и в соответствии со своими профессиональными интересами.

На следующем этапе работа велась с вовлечением начинающих педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения»: дискуссии, диспуты, викторины, анализ педагогических ситуаций, деловые игры. В результате каждый педагог смог усовершенствовать свое профессиональное мастерство, повысить свой творческий потенциал. Темы семинаров – практикумов в учреждении были выбраны в соответствии с запросами начинающих воспитателей, интересующей их конкретной проблемой. Так при проведении семинара – практикума «Реклама методического приема» педагоги-тьюторы в игровой форме актуализировали и дополнили знания начинающих воспитателей о таких методических приемах как игра, наглядное моделирование, экспериментирование, ОТСМ-ТРИЗ. При проведении интерактивной игры «Живи на яркой стороне» по теме «Организация игровой деятельности с воспитанниками учреждения дошкольного образования» педагогам были предложены практические задания с использованием системы интерактивного опроса по систематизации представлений об организации игровой деятельности с детьми дошкольного возраста.

Поскольку информационно – коммуникационные технологии в последнее время проникают во все сферы жизни человека, актуальным стало создание блога в среде дистанционного обучения. Система дистанционного обучения MOODLE помогает организовать процесс постановки педагогических задач и нахождения путей их решения в режиме профессионального диалога на качественно новом уровне, позволяет раскрыться воспитателю в профессиональном плане, оказывает действенную методическую помощь. Деятельность в данной системе создает реальные возможности непрерывного образования педагогов, а оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток делает познавательную деятельность педагогов более эффективной.

    В рамках реализации Республиканского инновационного проекта педагогами Яслей-сада № 522 разработана система тестовых заданий для самоанализа воспитателями дошкольного образования (второй квалификационной категории) своих профессиональных компетенций. Тестовые задания по каждому из направлений развития ребенка разрабатывались в соответствии с содержанием компетенций. Разработка тестовых заданий способствовала самообразованию педагогов, формированию адекватной самооценки с целью мотивации активного участия в образовательном процессе.

 Новые подходы к управлению методической работой способствовали повышению активности и качества самообразования педагогов. Так, воспитатель Пилипейко О.Е. являлась руководителем исследовательского проекта «Почему пчелы живут вместе» для детей старшего дошкольного возраста, который в 2016 году был удостоен диплома 2 степени в городском этапе республиканского конкурса детских исследовательских работ «Я – исследователь». Педагоги Быкова Е.П., Брезовская С.В., Плиско Т.В. принимали участие в конкурсе методических разработок для дошкольного образования «Ступенька в будущее». Хамраева А.В. принимала участие в международной научно-практической конференции «Профессиональные педагогические сообщества: традиции и инновации». В 2016 году по итогам городского интернет-конкурса «Лучший сайт учреждения образования» официальный сайт государственного учреждения образования «Ясли-сад № 522 г.Минска» удостоен диплома 2 степени.

   Повысилось качество обобщенного педагогического опыта («Проектная деятельность как средство развития социального опыта детей старшего дошкольного возраста», «Использование игровых методов и приемов как условие формирования географических представлений детей дошкольного возраста», «Развитие лексико-грамматических средств языка детей дошкольного возраста посредством электронных средств обучения»).

         О повышении статуса, формировании положительного имиджа ГУО «Ясли-сад № 522 г.Минска» свидетельствует факт, что решением координационного совета и приказом Комитета по образованию Мингорисполкома с 2016 года нашему учреждению присвоен статус городского ресурсного центра по управленческой деятельности.

В результате реализации инновационного проекта повысился уровень инновационной компетентности педагогов. В результате исследований - диагностического интервью, конкурса методических разработок - было выявлено, что 25% педагогов перешли с репродуктивного уровня в поисковый, 36% - с поискового уровня в творческий. Анализ экспресс-диагностики достижений и затруднений педагогов выявил положительную динамику (22%).

         Таким образом, в процессе реализации инновационного проекта «Внедрение модели повышения профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования посредством ИКТ» были разработаны и использованы новые механизмы и технологии оперативного и стратегического управления инновационными процессами в системе дифференцированной методической работы.

Список использованных источников:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании : с изменениями и дополнениями по состоянию на 12 марта 2012 г. – Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2012. – 400 с.
  2. Проблемы профессиональной компетентности кадров образования: содержание и технологии аттестации: Учеб.-метод. пособие : Эксперим. вариант / М-во образования и науки Респ.Беларусь. Ин-т повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования / авт.-сост.: А.И. Жук, Н.Н. Кошель, Л.С. Черняк; под ред. А.И. Жука. – Минск : ИПКиПРРиСО, 1996. – 241 с.
  3. Тарусова, Л.Г. Управление качеством образовательного процесса в учреждении дошкольного образования // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы [Текст] : материалы IV Междунар. науч.- практ. семинара, 18 апр.2013 г., Барановичи, Респ. Беларусь / редкол.: А.В. Никишова (гл. ред.), Н.Г. Дубешко (отв. ред.) [и др.]. – Барановичи : РИО БарГУ, 2013. – С.66-69.
  4. Шашок, В.Н. Самообразование и профессиональное развитие педагогических работников учреждений дошкольного образования в современных условиях / В.Н. Шашок // Инновационные тенденции в современном образовании: материалы II Республиканских педагогических чтений (Минск, 15-16 ноября 2013 г.) : научное электронное издание. – Минск: ГУО «Академия последипломного образования», 2013. – С.662-670.
  5. Шашок, В.Н. Современные технологии в дополнительном образовании педагогов / В. Н. Шашок // Пралеска – 2014. – № 3. – С. 10.
to top button