Тема 3

меню раздела

Роль руководителя учреждения дошкольного образования в процессе профессионального развития педагогов, стимулирования их к творчеству и саморазвитию

     Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе учреждения дошкольного образования – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики.     

  Только творческие педагоги, стремящиеся идти в ногу со временем, изучившие возможности использования и внедрения информационно-коммуникационных технологий в свою практическую деятельность, смогут модернизировать образовательный процесс, повысить его эффективность [2, с.87].

      Участие в инновационной деятельности в рамках реализации Республиканского инновационного проекта «Внедрение модели повышения профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования посредством ИКТ» позволило нам вывести на качественно новый уровень управление процессом профессионального развития педагогов и стимулирование их к творчеству и саморазвитию, повысить качество методической работы.

Изучение уровня компетентности педагогов в использовании компьютерных технологий на начальном этапе показало достаточно высокий уровень. Вместе с тем, для успешной реализации поставленной задачи необходимо было освоение программы сертификационного экзамена в категории «Учебно-воспитательная работа». С этой целью, в учреждении был организован постоянно действующий семинар по подготовке к сдаче экзамена. Изучение мотивированности участников педагогического коллектива проходило в форме анкетирования. В результате обследования была определена творческая группа педагогов – участников инновационной деятельности.

В рамках инновационной деятельности на основе выявленных проблем каждый педагог определял для себя тему педагогического исследования, над которой впоследствии работал. Кроме того, с целью повышения эффективности и более полного разрешения проблем, возникающих в практике работы дошкольного учреждения, было принято решение организовать деятельность педагогов в рамках единой темы годового плана. Исходя их этих тем, каждый педагог формулировал свою тему, находясь в проблемном поле методической работы учреждения и в соответствии со своими профессиональными интересами.

На следующем этапе работа велась с вовлечением начинающих педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения»: дискуссии, диспуты, викторины, анализ педагогических ситуаций, деловые игры. В результате каждый педагог смог усовершенствовать свое профессиональное мастерство, повысить свой творческий потенциал. Темы семинаров – практикумов в учреждении были выбраны в соответствии с запросами начинающих воспитателей, интересующей их конкретной проблемой.

Поскольку информационно – коммуникационные технологии в последнее время проникают во все сферы жизни человека, актуальным стало создание блога в среде дистанционного обучения. Система дистанционного обучения MOODLE помогает организовать процесс постановки педагогических задач и нахождения путей их решения в режиме профессионального диалога на качественно новом уровне, позволяет раскрыться воспитателю в профессиональном плане, оказывает действенную методическую помощь. Деятельность в данной системе создает реальные возможности непрерывного образования педагогов, а оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток делает познавательную деятельность педагогов более эффективной.

Новые подходы к управлению методической работой способствовали повышению активности и качества самообразования педагогов.  Повысилось качество обобщенного педагогического опыта.

В результате реализации инновационного проекта повысился уровень инновационной компетентности педагогов. В результате исследований - диагностического интервью, конкурса методических разработок - было выявлено, что 25% педагогов перешли с репродуктивного уровня в поисковый, 36% - с поискового уровня в творческий. Анализ экспресс-диагностики достижений и затруднений педагогов выявил положительную динамику (22%).

      Таким образом, в процессе реализации инновационного проекта «Внедрение модели повышения профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования посредством ИКТ» были разработаны и использованы новые механизмы и технологии оперативного и стратегического управления инновационными процессами в системе дифференцированной методической работы.

Список использованных источников:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании : с изменениями и дополнениями по состоянию на 12 марта 2012 г. – Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2012.
  2. Тарусова, Л.Г. Управление качеством образовательного процесса в учреждении дошкольного образования // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы [Текст] : материалы IV Междунар. науч.- практ. семинара, 18 апр.2013 г., Барановичи, Респ. Беларусь / редкол.: А.В. Никишова (гл. ред.), Н.Г. Дубешко (отв. ред.) [и др.]. – Барановичи : РИО БарГУ, 2013.
  3. Шашок, В.Н. Современные технологии в дополнительном образовании педагогов / В. Н. Шашок // Пралеска – 2014. – № 3.
to top button