Тема 8

меню раздела

Повышение профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образования посредством информационно-коммуникационных технологий

Новые подходы к качеству дополнительного образования педагогов предполагают не только обновленное содержание, но и системный, непрерывный характер образовательной деятельности. Условием такого образования является наличие профессионально личностных свойств, способствующих глубокому и качественному самоанализу деятельности. Результатом непрерывного профессионального образования специалистов выступает новый уровень их профессионального статуса. Непрерывное образование педагога включает в себя и плановое повышение квалификации, самообразование, формирование педагогического опыта, работу в методических объединениях, конкурсное движение и др.

Субъектная позиция педагога в процессе повышения собственной квалификации в первую очередь определяется наличием мотивации на собственное развитие. Неудовлетворенность собственным уровнем профессиональных компетенций, проявляющаяся в процессе периодической самоаттестации (например, выполнения тестовых заданий по содержанию профессиональных компетенций), чаще всего порождает потребность педагога к преодолению трудностей на пути самообразования, стимулирует человека к совершенствованию. Для педагога тесты (как разновидность электронных образовательных ресурсов) являются не просто внешним оценочным механизмом, а, прежде всего, механизмом самооценивания.

Новые возможности информационно-коммуникационных технологий стимулируют интерес взрослых людей к процессу взаимодействия в режиме удаленного доступа, активизируют обучающихся к систематической и планомерной работе в режиме самообразования. Индивидуальный подход в процессе оценивания контрольных заданий, конфиденциальный характер деловых отношений, четкость и доступность критериев оценки позволяют корректировать самооценку профессиональной успешности педагогов. В образовательном пространстве, в ситуации чрезвычайно широкого и быстро сменяющегося информационного потока технологии дополнительного образования взрослых претерпевают кардинальные изменения. Образование все больше и больше переходит в русло самообразования и образования на основе дистанционных форм взаимодействия.

Приказом Министерства образования Республики Беларусь № 616 от 24.07.2015 утвержден инновационный проект «Внедрение модели формирования профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образования посредством информационно-коммуникационных технологий». Сроки проведения инновационной деятельности: сентябрь 2015 года – май 2019 года (четыре учебных года).

Целью данного проекта является: внедрить модельформирования профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования, реализуемую посредством использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в условиях взаимодействия учреждений дошкольного образования, учебно-методических кабинетов, учреждений дополнительного образования взрослых.

На подготовительном этапе идея инновационного проекта была обсуждена на педагогическом совете. На инструктивно-методическом совещании были изучены нормативные правовые акты по теме инновационной деятельности, Кодекс Республики Беларусь об образовании. Также были проанализированы теоретические положения и педагогическая практика по интересующим нас вопросам. Идея проекта обсуждалась с родительской общественностью. Разработана система научно-методического сопровождения инновационной деятельности. Изучение мотивированности участников рабочей группы проходило в форме анкетирования. В результате обследования была определена творческая группа педагогов – участников инновационной деятельности.

На организационном этапе(сентябрь – ноябрь 2015 г.) был создан комплекс условий (организационно-деятельностных, информационно-методических, материально-технических, мотивационно-психологических), обеспечивающих эффективность и качество внедрения моделиформирования профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования, реализуемой посредством использования информационно-коммуникационных технологий. Создание единого образовательного и развивающего пространства в условиях взаимодействия учреждений дошкольного образования, учебно-методических кабинетов, учреждений дополнительного образования взрослых предполагало тесное взаимодействие учреждений, на базе которых реализуется инновационный проект, регионального тьютора (методиста Минского городского института развития образования), специалистов Академии последипломного образования. Особенно тесное взаимодействие педагогов Яслей-сада № 522 осуществлялось с участниками инновационного проекта: ГУО «Ясли-сад № 134 г.Минска», ГУО «Ясли-сад № 122 г.Минска». Взаимодействие осуществлялось через организацию совместных методических совещаний («Разработка содержания программных мероприятий проекта», «Содержание и формы мониторинга» и др.)

На реализационном этапе проекта(декабрь 2015 г. – октябрь 2018 г.)

была организована работа по выполнению планов инновационной деятельности. На протяжении всей работы со стороны научного консультанта Шашок В.Н. осуществлялась систематическая научно-методическая поддержка инновационной деятельности.

         За отчетный период педагогами Яслей-сада № 522 разработана система тестовых заданий для самоанализа воспитателями дошкольного образования (второй и первой квалификационных категорий) своих профессиональных компетенций, по следующим направлениям «Познавательное развитие детей дошкольного возраста», «Физическое развитие детей дошкольного возраста», «Социально-нравственное и личностное развитие детей дошкольного возраста», «Речевое развитие детей дошкольного возраста» - 375 тестов. Тестовые задания по каждому из направлений развития ребенка разрабатывались в соответствии с содержанием компетенций по блокам «Программно-методическая документация образовательного процесса», «Программно-планирующая документация, навыки планирования», «Анатомия и физиология, основы дефектологии, санитарные нормы, предметно-развивающая среда», «Детская социальная, педагогическая психология», «Детский репертуар», «Дошкольная педагогика и методики».

         Система тестовых заданий, размещенных в адаптивной дистанционной среде MOODLE, направлена на самообразование педагогов, на включение в диалоговое взаимодействие с преподавателями учебных модулей и дисциплин, на формирование адекватной самооценки с целью мотивации активного участия в образовательном процессе.

         В рамках тьюторского взаимодействия все учреждения – участники инновационного проекта - были объединены в пары с целью осуществления мониторинга. По итогам проведенной экспертизы было отобрано 91% от общего числа всех разработанных тестов.

С целью создания оптимальных условий для реализации траекторий индивидуального профессионально личностного развития воспитателей дошкольного образования посредством информационно-коммуникационных технологий в учреждении был запущен локальный дистанционный курс «Творческая лаборатория». На педагогическом совете было принято решение о создании дистанционного курса. Применение модели интеграции очной и дистанционной форм обучения предоставило принципиально новые возможности для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, что позволило существенно расширить рамки самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности педагогических работников, обеспечить идивидуализацию обучения. Тьютором данного курса является заместитель заведующего по основной деятельности Хамраева А.В.

Дистанционный курс представляет программу лекций, консультаций, открывая педагогам не только учебные материалы, но и организует процесс повышения профессиональной компетентности таким образом, чтобы им было доступно и интересно. Для удобства работы в дистанционной среде весь материал предложен педагогам по месяцам. В каждом месяце педагогическим работникам предлагается материал как для ознакомления, так и для выполнения домашних и практических заданий и проверке своих знаний. Поэтому «Творческая лаборатория» нацелена на полное вовлечение и погружение педагогов в образовательный процесс и дальнейшее самообразование.

         Благодаря интерактивным тестовым технологиям системы МООDLE тьютору был предоставлен широкий спектр возможностей для организации качественной самопроверки знаний педагогов по изучаемой теме. Поcле изучения каждой темы педагогом предлагалось пройти тестирование, по окончании которого они знакомились с итоговым баллом. Использование ресурса «Лекция» было направлено на самостоятельное изучение темы, а использование разного вида вопросов способствовало более активному взаимодействию со стороны педагогов. Также педагогам предлагалось поработать с таким интерактивным ресурсом как «задание». Педагоги загружали свои ответы в виде документов Word, а также фотоотчеты по итогам выполненных заданий. Оценивание данного вида заданий происходило при помощи 100-балльной системы. Индивидуальный подход в процессе оценивания контрольных заданий, конфиденциальный характер деловых отношений, четкость и доступность критериев оценки позволяют корректировать самооценку профессиональной успешности педагогов. По результатам работы курса было проведено анкетирование, 94% опрошенных желают продолжить работать в удаленном режиме.

С целью повышения уровня ИКТ-компетенций педагогов в период с октября по декабрь 2017 года в учреждении был организован курс практических занятий, направленных на освоение образовательных компьютерных программ Turbo Site, Сonstructor Elektronic Books, eBookMaestroFREE, Auto Play Media Studio и др., что позволило вывести образовательный процесс в учреждении образования на качественно новый уровень. Так, с использованием программы Сonstructor Elektronic Books творческой группой педагогов-новаторов был разработан электронный учебник «Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста» (Приложение № 2). С использованием компьютерной программы Auto Play Media Studio наши педагоги разработали  интерактивную электронную газету для родителей.

Каждым педагогом – участником инновационной деятельности - в рамках общей методической темы проводилось собственное исследование по индивидуальной теме. У каждого педагога оформлено портфолио, в котором собрана по разделам вся информация о его профессиональной деятельности, его достижениях, ходе работы над исследовательской темой.Профессиональная конкурентоспособность человека во многом зависит от его способности овладевать  новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии «портфолио педагога» для педагогического коллектива, особенно для участников инновационной деятельности.

Электронное портфолио, подготовленное с помощью компьютерных средств, с использованием мультимедиа и читаемое с помощью компьютера, направлено на отражение динамики сформированности профессиональной педагогической  деятельности и профессионального развития педагога в целом. 

Освоение программы TurboSite позволило нашим педагогам систематизировать материалы портфолио в виде сайта (Приложение №4). На главной странице размещены общие сведения: образование, квалификационная категория, педагогическое кредо. Страничка «Содержание портфолио» постоянно пополняется и обновляется, когда в портфолио добавляются новые материалы.

Таким образом, «электронное портфолио» - это наиболее эффективная форма решения задач развития потенциала воспитателя дошкольного образования.Электронное портфолио является эффективным средством сопровождения инновационной деятельности педагога, так как способствует формированию исследовательских умений педагога, его профессиональному росту и развитию.

На рефлексивно-аналитическом этапе (ноябрь 2018 г. – апрель 2019 г.) были изучены и обобщены результаты внедрения модели формирования профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования, реализуемой посредством использования информационно-коммуникационных технологий, проанализирована эффективность проведенной работы. Участниками инновационной деятельности оформлены материалы, накопленные в ходе внедрения инновации. Разработаны методические рекомендации по использованию инновации в педагогической практике.

Таким образом, в ходе инновационной деятельности все поставленные задачи выполнены:

  • наполнена содержанием модель повышения профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования в процессе непрерывного дополнительного образования на основе информационно-коммуникационных технологий.
  • на основе научно-методической литературы описана структура профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования, имеющих разные квалификационные категории, и использована для определения траектории индивидуального профессионально личностного развития педагогов.
  • разработана и реализована система диагностических процедур, направленных на выявление профессиональных компетенций воспитателей разных квалификационных категорий на всех уровнях профессионально личностного развития.
  • определены траектории индивидуального профессионально личностного развития воспитателей дошкольного образования (участников инновационного проекта), созданы оптимальные условия для их реализации посредством информационно-коммуникационных технологий.
  • проведен мониторинг результатов осуществления инновационной деятельности, полученные материалы систематизированы и обобщены.
  • разработаны методические рекомендации по реализации модели повышенияпрофессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования посредством информационно-коммуникационных технологий.
  • Достижению поставленной цели в процессе реализации инновационного проекта на протяжении 4-х лет способствовало поэтапное выполнение календарного планов инновационной деятельности.
  • Реализация инновационного проекта позволило повысить качество самообразования воспитателей дошкольного образования, совершенствовать технологию формирования эффективного педагогического опыта, внедрить в практику дистанционное взаимодействие на основе эффективного тьюторства.
  • Повышение уровня компетентности сопровождается нарастанием рефлексивности мышления; уровня сформированности способностей понимания, мышления, коммуникации и действия. При этом происходит целеценностное самоопределение педагогов как субъектов деятельности; формируются их личные цели и ценности, которые согласовываются с социальными целями и ценностями; развивается способность действовать и совершенствовать свою деятельность; проявляется их гуманистическая ориентированность, выражающаяся в ответственности за нравственный и профессиональный выбор и свои действия.
to top button