Тема 1

меню раздела

Развитие учреждения дошкольного образования через совершенствование процесса управления

Англоязычное слово «менеджмент» вошло в нашу жизнь, вытеснив привычное «управление». Слова «управление» и «менеджмент» являются синонимами, если говорят об управлении организацией. При этом под организацией понимается объединение двух или более людей, взаимодействующих друг с другом для достижения определенной цели.

         В одном из наших самых любимых кинофильмов «Москва слезам не верит» главная героиня говорит: «Трудно с тремя. А если трех можешь организовать, то потом уже число не имеет значения: три – или три тысячи…».

         Так что же такое эффективный менеджмент? Как не просто управлять, а управлять эффективно? Как сделать так, чтобы твоя организация была успешной? Чтобы сотрудники не просто отрабатывали рабочее время, а «горели» на работе?

Оглянись в прошлое, насладись настоящим, интересуйся будущим…

Для нас синонимом «эффективного менеджмента» является «проектный менеджмент». Проект – «брошенный вперед» (лат.) – сегодня рассматривается как интеграционная деятельность по достижению оригинальной цели, которая осуществляется под единым управлением. Целью может быть и реализация какой-либо идеи.

         Проектный менеджмент – это тип управления учреждением образования в режиме развития, при котором осваиваются новшества и наращивается образовательный потенциал педагогов и, как следствие, улучшается качество работы учреждения.

         При проектном управлении люди объединяют усилия, ресурсы, знания из различных областей, опыт практической деятельности, методы и инструменты управления, необходимые для достижения цели.

Основными характеристиками проекта являются следующие общие для всех проектов признаки: 1) целеустремленность (на результат); 2) новизна, направленность на изменения, на развитие, на создание нового; 3) ориентация на выявление и решение конкретных проблем; 4) относительная локальность проекта; 5) встроенность проекта в более широкие системы деятельности; 6) ярко выраженная субъектность проекта, наличие авторского начала; 7) высокий уровень и конкретный характер ответственности руководителя проекта; 8) взаимозависимость, синхронизация и координация проектных действий; 9) ограниченность финансовых и других ресурсов; 

10) ограниченная протяженность во времени, с жестко определенными сроками начала и окончания; 11) высокий уровень конкуренции; 12) однократность, уникальность целей и самого проекта; 13) временная совместная работа разнообразных специалистов; 14) высокая и не всегда четко измеряемая степень неопределенности и рисков.

Зачем учреждениям дошкольного образования участвовать в проектах? Во-первых, появляется возможность реализовывать инновационные идеи, во-вторых, возможность обеспечить развитие своего учреждения и творческого потенциала педагогов, в-третьих, возможность избежать застойных явлений в педагогическом коллективе, в-четвертых, возможность обогащения проектного опыта, формирование проектных команд, в-пятых, возможность привлечения общественного внимания к своему учреждению образования,   в-шестых, возможность приобретения новых партнерских связей и контактов.

Превращай препятствия в трамплин для нового прыжка к цели…

Любой проект начинается с выявления проблемы. Говорят, нет проблем у того, кто не работает. Главное, увидеть проблему и найти средство ее решения.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций - новых технологий и методов работы с детьми. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от уровня профессиональной компетентности педагога. В современных условиях радикально меняется статус воспитателя, его образовательные функции, требования к его профессионально-педагогической компетентности: основу которой составляет личностное и профессиональное развитие. Сегодня в учреждении дошкольного образования востребован педагог творческий, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста. Повышение требований к качеству образовательного процесса в дошкольном учреждении меняет отношение к уровню профессионального становления педагога.

Проблему повышения профессиональных компетенций педагогов нашего учреждения мы считаем весьма актуальной. В связи с этим, нами ведется постоянный поиск путей и средств повышения компетентности педагогов.

Так, в нашем учреждении был разработан и успешно реализован образовательный проект «Повышение профессионального мастерства педагогов учреждения дошкольного образования посредством методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ», удостоенный гранта Мингорисполкома. Использование в системе методической работы таких методов, как системный анализ, дихотомия, морфоанализ, эвроритм, работа с противоречиями и др. способствовали развитию таких компетенций педагогов, как умение анализировать, проектировать, конструировать и реализовывать оптимальную модель образовательного процесса, проводить структурно-логический анализ педагогического опыта, осуществлять рефлексию собственной деятельности, решать на практике педагогические проблемы. В результате проекта, 25% педагогов перешли из репродуктивного уровня в поисковый, 32% - из поискового в творческий. Уровень творческого потенциала педагогического коллектива увеличился на 14%.

Если корабль не знает, куда держит курс, то для него ни один ветер не будет попутным...

После выявления проблемы, нужно найти эффективные средства и пути ее решения. Это и есть идея. А реализация идеи и будет целью проектной деятельности.

         Главная цель образовательного проекта состоит в повышении эффективности образовательной деятельности: развитии личности и профессионального потенциала человека.

В 2013 году в нашем учреждении был разработан и внедрен образовательный проект «Коучинг как эффективное средство в работе Школы начинающего воспитателя по повышению профессиональной компетентности педагога». При разработке проекта мы обратились к проблеме развития профессиональной компетентности начинающих воспитателей, не имеющих профильного образования. Проанализировав ситуацию в Первомайском районе г.Минска, было выявлено увеличение на 8% количества воспитателей, не имеющих образования по специальности "Дошкольное воспитание". Выявив проблему, которая имела место не только в рамках района, но и конкретно в рамках нашего дошкольного учреждения, мы стали искать пути повышения профессиональных компетенций начинающих воспитателей. Средством достижения цели стало создание педагогического сообщества "Школа начинающего воспитателя", а также использование коучинга в системе методического сопровождения данной категории педагогов.

Эффективность использования метода коучинга подтвердилась результатами мониторинга и педагогической диагностики. Так, 19 начинающих педагогов показали достаточный уровень профессиональной компетентности, у 10 педагогов оптимальный уровень. В помощь начинающим воспитателям был разработан тематический образовательный сайт Школы начинающего воспитателя, который стал победителем городского конкурса "Образовательные интернет-горизонты" в 2017 году.

Заставить нельзя, захотеть... Чтобы вовлечь коллектив в проектную деятельность, недостаточно желания руководителя. Как же мотивировать педагогов к участию в проекте?

У каждого человека есть потребности, которые он стремиться удовлетворить. Эффективный руководитель должен знать потребности своих сотрудников и максимально удовлетворять их, т. е. идти к достижению целей организации через достижение целей сотрудников. Как руководителям сделать так, чтобы удовлетворив потребности наших подчиненных, подвинуть свою организацию к своей цели?..

Все человеческие потребности делятся на пять категорий. У них есть своя иерархия. Физиологические потребности и потребность в безопасности являются первичными, т. е. врожденными. Поскольку эти потребности предопределены с рождения, то в течение жизни они не меняются, поэтому их в принципе можно удовлетворить. Социальные потребности, потребности в уважении и самовыражении являются вторичными, т. е. приобретенными. Они развиваются вместе с развитием человека, поэтому никогда не могут быть полностью удовлетворены, и мотивация через них бесконечна… На наш взгляд, высшие потребности можно удовлетворить посредством участия педагогов в проектной деятельности.

В 2014 году педагогический коллектив Яслей-сада № 522 завершил работу по реализации инновационного проекта Министерства образования Республики Беларусь "Внедрение модели повышения качества образовательного процесса учреждения дошкольного образования посредством электронных интерактивных средств обучения". Результатом проектной деятельности педагогов стали более 350 игр для интерактивной доски, которые были объедтнены в 18 сюжетно-игровых комплекса по 20 лексическим темам. Апробация электронных игр показала эффективность и целесообразность использования в образовательном процессе. способствовала повышению уровня сформированности представлений воспитанников по разным образовательным областям учебной программы дошкольного образования. В результате проекта педагоги повысили свой профессиональный уровень, ИКТ-компетенции.

Опыт работы наших педагогов по данному направлению был неоднократно представлен на уровне района, города и республики: 1 место в конкурсе "Лучший образовательный продукт 2016 года", удостоен премии Мингорисполкома. Опыт работы учителя-дефектолога Горбацевич В.В. "Электронные интерактивные средства обучения как средство формирования лексико-грамматических средств языка детей с тяжелыми нарушениями речи" в 2016 году был представлен на республиканском конкурсе "Современные технологии в специальном образовании" и получил высокую оценку со стороны коллег.

Не догоняй прошлое, а создавай будущее... Если коллектив начал работать в инновационном режиме, ему уже трудно остановиться. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе учреждения дошкольного образования – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. Участие в инновационной деятельности в рамках реализации Республиканского инновационного проекта «Внедрение модели повышения профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования посредством ИКТ» (2015 - 2019 г.г.) позволило нам вывести на качественно новый уровень управление процессом профессионального развития педагогов и стимулирование их к творчеству и саморазвитию, повысить качество методической работы. Наблюдается повышение активности и качества самообразования педагогов. Это отражается в участии в методической работе учреждения, качестве подготовки к педсовету. Результатами диагностики и самоанализа воспитателей подтверждается рост личностных компетенций (рефлексия, адекватная самооценка, мотивация, коммуникация и др.). Повысилось качество портфолио педагогов, а также обобщенного педагогического опыта (при подтверждении высшей квалификационной категории воспитателя дошкольного образования). С целью поиска оптимальных педагогических и технологических решений в области информатизации образования и последующего обмена ими, в 2017 году педагоги Ясли-сада № 522 представили опыт работы в интернет-проекте «Мир глазами ИКТ: традиции, инновации, успех» (с международным участием), который был удостоен диплома 2 степени.

Внеси свой конструктивный вклад в общее дело… В чем же преимущества проектного менеджмента с точки зрения развития учреждения образования? Повышение уровня компетентности педагогов сопровождается нарастанием рефлексивности мышления; уровня сформированности способностей понимания, мышления, коммуникации и действия. При этом происходит целеценностное самоопределение педагогов как субъектов деятельности; формируются их личные цели и ценности, которые согласовываются с социальными целями и ценностями; развивается способность действовать и совершенствовать свою деятельность; проявляется их гуманистическая ориентированность, выражающаяся в ответственности за нравственный и профессиональный выбор и свои действия.

Внедряя в практику управленческой деятельности проектный менеджмент, руководитель должен быть лидером для своих сотрудников. Лидерство – это способность человека воздействовать на людей, побуждая их к достижению определенных целей путем активизации их творческих возможностей. И конечно, не любой руководитель является лидером для своих подчиненных. Лидер – это новатор, тогда как менеджер – администратор. Лидер вдохновляет, воодушевляет людей, вселяет энтузиазм, транслируя им свое видение будущего и помогая адаптироваться к новому, в то время как менеджер раздает поручения и направляет работу других. И если первый полагается на людей, основывается на чувствах и эмоциях, то второй – полагается на систему, использует доводы и контролирует. Руководитель уважаем подчиненными, а лидер – уважаем последователями. И, наверное, самое главное – менеджер делает дело правильно, а лидер делает правильное дело!

to top button