Тема 6

меню раздела

Методическая разработка

Квест для педагогических работников

учреждения дошкольного образования

АННОТАЦИЯ

Вывести  методическую работу в учреждении образования на качественно новый уровень, найти  эффективные методы, направленные на повышение мотивации педагогических работников к самообразованию и, как следствие, на повышение их профессиональной компетентности — актуальная задача для многих руководителей.

Успешная профессиональная деятельность, компетентность педагогических работников является и результатом, и критерием качества образования. Деятельность взрослых участников образовательного процесса направлена на достижение качества образования на основе эффективных педагогических технологий. Достижение этого качества возможно лишь с учётом социальной составляющей этой системы — людей, их межличностных связей и отношений, качества выстраиваемого взаимодействия при выполнении совместной деятельности. Уровень сформированности у педагогического работника мотивов и потребностей к самообразовательной деятельности является важным показателем его профессионального развития. Поэтому одна из задач руководителя учреждения образования состоит в том, чтобы сформировать у каждого педагогического работника потребность в творческом росте, профессиональной успешности.

На современном этапе развития дошкольного образования появляются новые формы взаимодействия, в основе которых лежит активизация познавательной активности педагогов. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие воплотить имеющиеся представления в практической деятельности.

Образовательный квест – это совершенно новая форма организации образовательного процесса, с помощью которой участники полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность.

Актуальность использования квест-технологии в условиях обновления содержания методической работы обусловлена необходимостью «выращивания» таких личностно-профессиональных качеств педагога, которые обеспечат ему эффективность и качество профессиональной деятельности, удовлетворение от самого процесса творческого роста и результатов своего труда и будут способствовать сформированности инновационного стиля научно-педагогического мышления, необходимой личностной и профессиональной компетентности, высокого уровня профессионально-педагогической культуры.  В качестве теоретического обоснования проблем технологизации образовательного процесса названо условие: для того, чтобы человек научился осуществлять какую-то деятельность — необходимо задать ему её в качестве содержания обучения.

Новизна данной методической разработки  заключается в использовании современных методов в повышении профессионального мастерства и педагогической культуры педагогических работников, поскольку данный процесс идёт более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом.

В содержание методической разработки включены рекомендации по использованию продукта, описаны риски и ограничения, особенности применения. Данное методическое мероприятие разработано с учетом планировки государственного учреждения образования «Ясли-сад № 522 г.Минска». Вместе с тем, сценарий методической разработки можно адаптировать под любое учреждение.

Данное методическое мероприятие можно использовать в методической работе учреждений дошкольного образования, а также в работе методических объединений с целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников.

Квест для педагогических работников "Семь шагов"

Цель: повышение уровня аналитической и рефлексивной культуры педагогических работников.

Задачи: создать атмосферу творческого поиска; систематизировать знания участников квеста по использованию игровых методов в образовательном процессе; способствовать развитию инициативы и творчества; стимулировать педагогов к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Материал и оборудование: «волшебная коробка», 2 маршрутных листа,

по количеству участников: ленты синего и красного цвета  длиной 10 см (2 из них длиной 20 см), блокноты и ручки для капитанов команд; 20 карточек для игры «Четвертый лишний», фотографии групп, Физкультурное оборудование «Парашют», миски с водрй, воздушные шарики, пластиковые бутылки, цветная бумага, ножницы, музыкальная колонка с флешкой, лист бумаги формата А2, цветные карандаши или фломастеры, материал для изобразительной деятельности (альбомные листы, акварель, гуашь, трубочки, пипетки, шаблоны для оттиска, кисти, губки); мультиборд или компьютер с выходом в интернет.   

Ход мероприятия

Квест начинается в информационно-методическом кабинете.

  1. Вступительная часть:

Ведущий (В.). Уважаемые коллеги! Сегодня Вам предстоит пройти ряд испытаний на прочность в ходе квеста. Напомню, что квест — это  игра, во время которой участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определённые задачи, разгадать логические загадки, справиться с трудностями, возникающими на их пути, для достижения общей цели. Каждая загадка — это ключ к следующему  этапу и к следующей задаче.  Командам необходимо   выполнить все задания, чтобы собрать максимальное количество букв и цифр. На выполнение каждого задания участникам дается не более 7 – 8 минут. Контролировать время будут «мастера», которые будут ждать игроков в помещениях для выполнения заданий. У каждой команды будет свой маршрут. После выполнения задания игроки получат подсказку с дальнейшим маршрутом. Сегодня участники игры, выполнив задания, пройдут семь шагов, которые повысят их методическую компетентность и сделают их на семь шагов ближе к профессиональному совершенству.

Участники квеста делятся  на две команды, вытаскивая наугад из «волшебной коробки»  ленту синего или красного цвета, те, у кого оказались   длинные ленты — капитаны.

  1. Основная часть:

Задание «Шифровка»

Капитанам   вручают конверты, внутри которых находятся листы с написанной цифрой (например, одной команде – 6, другой команде – 23): команда должна найти в кабинете объекты (папки на стеллажах, коробки, книги и  др.), номер на которых совпадает с цифрой в конверте — там находится маршрутный лист.

Команды следуют по маршрутным листам. В сценарии предлагается маршрут одной из команд. Другая команда следует по другому маршруту, выполняя те же задания, только в другой последовательности. Поэтому материал и оборудование на «станциях» должен быть подготовлен организаторами квеста для двух команд.

ШАГ 1 «Четвёртый лишний»

(в кабинете педагога-психолога)

В кабинете игроков встречает «Мастер» (педагог-психолог). На столе разложены карточки (5 рядов по 4 карточки в каждом ряду).

Педагог-психолог предлагает   найти в каждом ряду лишнюю карточку, перевернуть ее, объяснить свой выбор.

1)Изобразительное искусство

Музыкальное искусство

Художественная литература

Ребёнок и природа (данная карточка лишняя, так как «Ребенок и природа» - это образовательная область, относящаяся к направлению познавательного развития воспитанников, а остальные – к направлению эстетического развития)

2) Общение

Познавательная практическая деятельность

Трудовая деятельность

Занятие (данная карточка лишняя, так как занятие – это вид специально-организованной деятельности, а остальные относятся к нерегламентируемой деятельности)

3)Беседа

Звукоподражание

Интервью

Рассматривание картины (данная карточка лишняя, так как рассматривание – это наглядный метод, а остальные относятся к словесным)

4)Формировать представления

Актуализировать представления

Совершенствовать умения

Систематизация представлений (данная карточка лишняя, так как это формулировка цели, а остальное – это формулировка задач)

5) Поощрение

Похвала

Одобрение

Порицание (данная карточка лишняя, так как порицание - это метод осуждения, а остальные относятся к методам поощрения)

На последней карточке с обратной стороны участники находят букву «Т» (и первая и вторая команда). После того, как участники нашли букву и записали ее в блокнот, нужно определить маршрут дальнейшего следования.

ПОДСКАЗКА: На столе разложены фотографии групп. Установка не даётся. Педагогические работники должны догадаться и расположить их по возрастанию (в соответствии с номером группы). С обратной стороны — слово «СПОРТЗАЛ»

ШАГ 2. Игра «Парашют» (спортзал)

«Мастер» (руководитель физвоспитания) предлагает рассмотреть нетрадиционное игровое пособие «парашют» и придумать игры с данным пособием, продемонстрировать их.

  После того, как педагогические работники проигрывают с пособием не менее 3 игр, ведущий направляет игроков к подсказке следующим образом. Слово-подсказка прикреплено в незаметном месте (например, за каким-либо спортивным оборудованием или др.). Игроки выбирают одного члена команды, а ведущий направляет его путем проигрывания известной детской игры «Горячо — холодно».

Игроки, получив слово-подсказку «аквариум» направляются к аквариуму, расположенному в холле дошкольного учреждения. Внимательно рассмотрев его, они находят на дне кубик из настольной игры с буквой «Е» (и первая и вторая команда),  которую записывают. Рядом с аквариумом участники находят подготовленное оборудование для проведения опытов и экспериментов.

ШАГ 3. Опыты и эксперименты

«Мастер» (например, воспитатель высшей категории) встречает игроков и приглашает рассмотреть оборудование, разложенное на двух столах. На первом столе: миска с водой, цветная бумага, ножницы; на втором столе:  воздушные шарики, пластиковые бутылки, музыкальная колонка.  Оборудование должно быть подготовлено в двух экземплярах для двух команд. Мастер предлагает команде продемонстрировать опыт с имеющимся оборудованием.

Опыт «Раскрывающийся цветок»

Понадобится: цветок, вырезанный из цветной бумаги, вода.

  Закрыть все лепестки бумажного цветка, плотно прижав по сгибам. Положить в миску с водой цветок. После того, как бумага намокнет, лепестки сами раскроются. Игроки выбирают одного члена команды, который будет демонстрировать опыт.

Игрокам предлагается рассказать, где и как они могут использовать данный опыт в образовательном процессе. Например, можно использовать «раскрывающийся цветок» на любом занятии в качестве сюрпризного момента, поместив в серединку цветка какую-либо картинку.

ПОДСКАЗКА: Участникам предлагаются два надутых воздушных шара. Внимательно рассмотрев, в одном из них участники находят флешку. Игроки должны догадаться, что флешку нужно вставить в музыкальную колонку, которая стоит на столе. С помощью флешки игроки прослушивают запись (подготовленную заранее организаторами квеста), в которой сообщается буква «Н» (для обеих команд), которую игроки записывают в блокнот. Также в запись направляет игроков в музыкальный зал.      

ШАГ 4. «Интеллект-карта" (Музыкальный зал)

«Мастер» (музыкальный руководитель) напоминает игрокам алгоритм составления интеллект-карт:

  1.  Взять неразлинованный лист бумаги, расположить его альбомно, то есть горизонтально.
  2.  Взять несколько цветных карандашей, фломастеров, минимум три-четыре цвета. Использование цветов позволяет разделить информацию на блоки или ранжировать по важности. Все это облегчает восприятие информации, улучшает качество запоминания за счет сохранения визуальной картинки и активного подключения правого полушария.
    3. Написать крупно и объемно в самом центре основную тему. Желательно использовать крупные буквы, а также изобразить схематично или рисунком главную идею карты.
  3.  От центра сделать несколько ветвей, каждую из них обозначить ключевым словом. Ветви, расположенные вокруг центральной темы будут наиболее крупные, затем по мере ветвления, ветви будут уменьшаться. Такое деление визуально обозначит иерархию и взаимосвязи в интеллект-карте.
    5. Продолжать ветвление крупных идей на более мелкие, пока это необходимо. Каждое понятие имеет ассоциативные связи с другими понятиями.

После этого участникам предлагается за 5 минут составить интеллект-карту на тему «Использование ИКТ в образовательном процессе».

После выполнения задания Мастер сообщает педагогам букву (первой команде – букву «К», второй команде – букву «М»), которую они записывают в блокнот.

ПОДСКАЗКА: Чтобы узнать маршрут дальнейшего следования, участникам Мастер предлагает проиграть в игру «Да — нет». Путем сужения поля поиска, в процессе вопросов, педагогические работники выходят на объект «рисунок».

- Это относится к природному миру? (нет)

- Значит, это объект рукотворного мира. Это транспорт? (нет);

- Это посуда? (нет)

- Это одежда? (нет)….

И так далее, педагоги сужают поле поиска до вопроса: «Это предмет интерьера?» (да);

Далее перечисляются разные предметы интерьера, пока игроки не выходят на объект «картина». Ведущий сообщает, что картины, т.е. «рисунки» воспитанников в дошкольном учреждении находятся на выставке, участники следуют к выставке.

ШАГ 5. Нетрадиционные техники рисования (Выставка рисунков)

На 3-х столах в холле подготовлены предметы для рисования нетрадиционными техниками. На одном столе: листы бумаги, акварель (рисование по-сырому). На втором - листы бумаги, гуашь, пипетки, трубочки (кляксография). На третьем - листы бумаги, гуашь, сухие листья, половинки картофеля, ластики, пробки для оттиска (монотипия). «Мастер» (например, воспитатель) предлагает команде педагогических работников разделиться на три группы и нарисовать за 5 минут рисунки с использованием нетрадиционных техник рисования.

После презентации педагогическими работниками выполненных работ, ведущий предлагает игрокам найти букву на одном из детских рисунков, расположенных на выставке и заранее подготовленном организаторами квеста (буква «О» для обеих команд).

ПОДСКАЗКА: Мастер предлагает участникам белый лист, на котором зашифровано «тайное послание» — маршрут дальнейшего следования.  Педагогические работники должны догадаться, как увидеть послание (техника рисование воском). После тонирования бумаги акварелью, нарисованное заранее воском слово  («учитель-дефектолог»)проявляется. Игроки направляются в кабинет учителя-дефектолога.

ШАГ 6. «Занятие» (Кабинет дефектолога)

«Мастер» (учитель-дефектолог) предлагает участникам представить за 8 минут фрагменты занятия по обучению грамоте в старшей группе, где в помещении предполагается наличие только педагогического работника, детей, столов, стульев и больше никаких пособий.

Задачи:

  • Познакомить с новой буквой и звуком.
  • Провести звуковой анализ трехзвукового слова.
  • Закрепить умение делить слова на слоги.
  • Закрепить выделение ударного слога в двухслоговом слове.

В роли воспитателя — представитель команды, «дети» - все остальные члены команды.

После выполнения задания ведущий предлагает участникам обратить внимание на доску, на которой мелом изображены буквы. Без каких-либо установок ведущий предлагает найти нужную букву. Педагогические работники должны догадаться, что найти нужную букву можно, стерев все остальные буквы с доски (секретная буква не сотрётся, так как она предварительно забрызгана лаком для волос). Первая команда записывает букву «С», вторая команда – букву «П».

ПОДСКАЗКА: Ведущий объявляет, что узнать маршрут дальнейшего следования можно, отгадав загадку: «Мудрец в нем видел мудреца, глупец –глупца, баран –барана, овцу в нем видела овца и обезьяна — обезьяну» (Зеркало). Отгадав загадку, педагогические работники обращают внимание на зеркало, расположенное в кабинете. Открыв его, участники читают написанное на нем слово (например, «методический кабинет»).

ШАГ 7. Тест (Методический кабинет)

В информационно-методическом кабинете участников встречает «Мастер» (заместитель заведующего по основной деятельности). Педагогическим работникам предлагается пройти электронный тест, направленный на закрепление знаний по разным образовательным областям учебной программы дошкольного образования.

  1. Требования к размещению растений и животных в уголке природы (найдите неверный ответ):

o   Учет биологических особенностей живых объектов

o   Размещение объектов с учетом их эстетического восприятия

o   Обеспечение свободного доступа к объектам уголка природы

o   Размещение растений и животных по принципу «заполнения свободного пространства»

  1. Какие виды мышления развиваются у детей дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений?

o   Наглядно-действенное

o   Наглядно-образное

o   Словесно-логическое

o   Все выше перечисленное

  1. В процессе игры «Четвертый лишний» развиваются такие познавательные процессы, как:

o   Память

o   Абстрактное мышление

o   Логическое мышление

o   Воображение

  1. Какие сказки целесообразно использовать на занятиях по формированию элементарных математических представлений с целью ознакомления детей с порядковым счетом.

o   «Волк и семеро козлят»

o   «Теремок»

o   «Репка»

o   «Два жадных медвежонка»

  1. Наблюдение – это специально организованное педагогом целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное познание детьми объектов и явлений природы. В приведенной формулировке наблюдение выступает как:

o   Психический процесс

o   Вид познавательной деятельности

o   Метод познания

На последнем слайде участникам предлагается куб, все грани которого пустые, кроме одной, на которой изображена буква (первой команде – буква «Т», второй команде – буква «Ь»).

3. Заключительная часть:

В методическом кабинете участники квеста встречаются.

У первой команды буквы Т, Е, Н, С, Т, О, К, у второй команды – Ь, М, О, П, Н, Е, Т. Из собранных двумя командами букв складывают слово «КОМПЕТЕНТНОСТЬ», которое является паролем для входа в дистанционный курс. Используя мультиборд с выходом в интернет, педагогические работники открывают главную страницу локального дистанционного курса, где размещены  заранее подготовленные цитаты:

  • «Профессиональная компетентность педагогического работника не сводится к набору знаний и умений, т.к. определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике. Цель — это всегда развитие, движение вперёд» (У.Черчилль).
  • «Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь, подобно звездам, спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели» (И.Гете)
  • «Через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе и великий характер, делающий его маяком для других» (Г.Гегель).
  • «Когда тебе покажется, что цель недостижима, не изменяй цель – измени план действий» (Конфуций).
  • «Я не могу управлять направлением ветра, но всегда могу так поставить паруса, чтобы достичь своей цели» (О.Уальд).

              - Уважаемые педагоги, семь шагов, которые Вы сегодня прошли, повысили Вашу методическую компетентность и приблизили Вас к профессиональному совершенству. Когда мы ставим перед собой какую-то цель, наша жизнь очень меняется. Она наполняется смыслом, да и мы сами становимся как-то энергичнее, собраннее. Когда начинаешь жить с целью, все моментально становиться на свои места. Жить с целью означает делать то, что любишь, то, что хорошо умеешь, и то, что считаешь для себя важным.

    Литература:
  1. Бьюзен, Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления/Т.Бьюзен//Манн. – 2018. – С.323.
  2. Глинский, А. А. Организационно-методическое сопровождение самообразования педагогических кадров / А. А. Глинский // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. — 2011. — № 10. — С. 33—38.
  3. Старжинская, Н.С. Инновационный потенциал дошкольного образования Беларуси в условиях информационного общества: предпосылки и развитие / Н. Старжинская // Пралеска. — 2011. — № 12. — С. 10—12.
  4. Старжинская, Н. С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду : занятия, игры, занимательный материал : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н. С. Старжинская. — Минск : Новое знание, 2011.
  5. Шебеко, В. Н. Развивающие игры по физической культуре для старших дошкольников : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. Н. Шебеко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2008.
  6. Шишкина, В. А. Двигательное развитие дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. А. Шишкина. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011.
  7. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Аверсэв, 2019.
  8. Шашок, В.Н. Современные технологии в дополнительном образовании педагогов / В.Н. Шашок // Пралеска. — 2014. — № 3. — С. 10.
to top button