Тема 2

меню раздела

Развитие учреждения дошкольного образования через функционирование городского ресурсного центра  

Развитие учреждения дошкольного образования в современных условиях зависит от умения его руководителя быстро и гибко реагировать на изменения в экономической, социальной, образовательной сферах, а также внедрять в практику научно-педагогические достижения в области управления.

Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может и не должно оставаться вне процессов обновления. Управлять дошкольным учреждением сегодня – значить понимать необходимость его перехода от педагогики повседневности, предлагающей ребенку жить в рамках обыденного мира, к педагогике сотрудничества.

Решением координационого совета по проблемам сетевого методического взаимодействия, а также на основании приказа Комитета по образованию Мингорисполкома с 2016 года государственному учреждению образования «Ясли-сад № 522 г.Минска» присвоен статус городского ресурсного центра по управленческой деятельности по направлению «Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров» с целью распространения эффективного опыта работы.

Функционирование ресурсного центра на базе дошкольного учреждения – важное условие его развития. Переход на новый качественный уровень не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. Сегодня можно выделить ряд факторов, влияющих на образовательный процесс: высокий уровень требований к обучению и развитию детей, ориентация на культурно-нравственные ценности, конкурентные отношения между учреждениями образования.

Участие нашего педагогического коллектива в инновационной деятельности на протяжении последних лет способствовало изменению традиционного управленческого подхода. Центральное место занимают педагог и воспитанник, их запросы и потребности. Ведь сегодня движущей силой развития учреждения дошкольного образования являются не административное управление и приказ, а реальный творческий потенциал педагогов, их профессиональный рост, отношение работе, способность раскрыть возможности своих воспитанников.

В современном учреждении дошкольного образования изменилась роль руководителя: сегодня он выступает в качестве «социального архитектора», объединяющего педагогов в одну команду для достижения общей цели. В связи с этим актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, открытого для нововведений воспитателя на современном этапе очевидна.

Сегодня дошкольному образованию требуется педагог, способный строить работу с детьми на основе современных технологий и быть творцом педагогического процесса. Поэтому ему необходимо новаторство, инновационный потенциал, восприимчивость к новому. По нашему мнению важнейшим фактором успешного управления дошкольным учреждением является мотивация труда сотрудников.

Основными направлениями деятельности становятся стимулирование роста профессиональной и методической компетентности педагогов, повышение уровня их готовности к инновационной работе и качества образовательного процесса, создание инновационной методической продукции.

Подход к управлению в нашем дошкольном учреждении связан с увлечением педагогов современными технологиями, выработкой у них нового педагогического мышления. Управлять методической работой в условиях личностно-ориентированного подхода – значит научиться строить методический процесс так, чтобы в каждой его ситуации проявлялись важнейшие функции личности педагога (выбор ценностей, понимание смысла своей деятельности, реализация собственных способностей и задатков).

Участие в инновационной деятельности по внедрению республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образования посредством использования информационно-коммуникационных технологий» вывело наш коллектив на качественно новый уровень. 76% педагогов учреждения имеют высшую и первую квалификационную категорию.

В рамках функционирования ресурсного центра как администрация, так и педагоги транслируют профессиональный опыт на разных уровнях.

Так, обобщенный опыт работы воспитателя 1 категории И.В.Бравковой "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с ближайшим окружением посредством использования электронных интерактивных средств обучения" представлен на городской конкурс научно-методической литературы в области воспитания в 2018 году, по итогам которого удостоен диплома 2 степени. Быковой Е.П. обобщен опыт "Формирование элементарных географических представлений детей дошкольного возраста путем использования игровых методов и приемов". Данный опыт опубликован в журнале "Минская школа сегодня", № 10, 2018. Опыт работы воспитателя Бравковой И.В. представлен в научно-методическом журнале «Пралеска», № 3, 2019.

      Педагоги учреждения активно представляли опыт работы на районных и городских методических объединениях, а также на научно-практических конференциях. Так, в научно-практической конференции (с международным участием) «Качество современного образования: от профессионализма учителя – к компетентности учащихся» в апреле 2018 года приняли участие с публикацией тезисов в сборнике Янковская Л.Е., заведующий («Роль руководителя учреждения дошкольного образования в процессе профессионального развития педагогов, стимулирования их к творчеству и саморазвитию»); Быкова Е.П. («Электронное портфолио как средство сопровождения инновационной деятельности педагога»).

      В научно-практической конференции «Современные тенденции развития образования: моделируем школу будущего» приняли участие Хамраева А.В., заместитель заведующего по основной деятельности и Бравкова И.В., воспитатель.

В 2018 году наше учреждение приняло участие в городском дистанционном конкурсе «Электронное обучение – обучение без границ», на котором представило сетевой проект «Творческая лаборатория».

Данный проект стал финалистом республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» в 2018 году. Также дистанционный курс «Творческая лаборатория» удостоен гранта Мингорисполкома.

Таким образом, реализация мотивационно-целевого компонента в управленческой деятельности положительно влияет на становление и развитие педагогического коллектива. Специально-организованное управление ресурсным центром способствует профессиональному совершенствованию педагогов не только нашего учреждения образования, но и всего города и республики.

В 2018 году работа ресурсного центра Ясли-сада № 522 отмечена благодарностью Комитета по образованию Мингорисполкома.

Литература:

1. Асмолов, А. Г. Психология личности/ А.Г. Асмолов. - М., 1990.С.84;

2. Аткинсон, М. Т. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство;

3. Дудченко, В. С. Основы инновационной методологии/В. С. Дудченко. М., 1996.

4. Оценка управленческой компетентности руководящих кадров: Метод, пособие/М. И. Марьин [и др.]; под ред. М.И. Марьина. - М., 1998. С.167

5. Поваренков, Ю.М. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.М. Поваренков. - М., 2002. С. 76-78

6. Пригожин, А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики)/ А. И. Пригожин. М., 1989.

7. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность/В. А. Сластенин, Л.С. Подымова. М., 1999.

to top button