Тема 7

меню раздела

«Электронное портфолио» как эффективное средство сопровождения инновационной деятельности педагога

Проблема становления и развития профессионализма педагога является одной из главных проблем, стоящих перед системой образования. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Сегодня педагог поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его профессионального самосовершенствования. Существует много подходов к формированию навыков самооценки у педагога. Воспитателя не загонишь в формулу «знания — умения — навыки», нет инструмента, которым можно измерить неповторимые моменты его творчества в образовательном процессе.

С другой стороны, у воспитателя должно быть «досье успехов», в котором отражается творческая деятельность, которая происходит в профессиональной жизни педагога. Таким «досье успехов» может стать «портфолио педагога».

Педагоги государственного учреждения образования «Ясли-сад № 522 г.Минска» ведут постоянную работу по обновлению содержания образования, совершенствованию образовательного процесса. В период 2012-2014 г.г. творческая группа педагогов нашего учреждения образования работала над внедрением инновационного проекта Министерства образования Республики Беларусь «Повышение качества образовательного процесса путем внедрения интерактивных электронных средств обучения в условиях учреждения дошкольного образования». Нашими педагогами было разработано более 350 игр для интерактивной доски, которые были объединены в 23 сюжетно-игровых комплекса по 20 лексическим темам. В данное время разработанные нами электронные средства обучения успешно используются в образовательном процессе с детьми не только нашего учреждения, но и педагогами учреждений дошкольного образования города и республики.

Приказом Министерства образования Республики Беларусь утвержден инновационный проект «Внедрение модели формирования профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образования посредством информационно-коммуникационных технологий». Сроки проведения инновационной деятельности: сентябрь 2015 года – май 2019 года (четыре учебных года). Целью данного проекта является: внедрить модель формирования профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования, реализуемую посредством использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Руководителем проекта является заведующий Ясли-сада № 522 Янковская Л.Е. Научный консультант - Шашок В.Н.,кандидат психологических наук; доцент, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования государственного учреждения образования «Академия последипломного образования».

Каждым педагогом – участником инновационной деятельности - в рамках общей методической темы ведется собственное исследование по индивидуальной теме. Результаты этой работы обобщаются на заседаниях районных методических объединений, публикуются статьи в сборниках и педагогических изданиях. У каждого педагога имеется портфолио, в котором собрана по разделам вся информация о его профессиональной деятельности, его достижениях, ходе работы над исследовательской темой.
Профессиональная конкурентоспособность человека, на мой взгляд, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии «портфолио педагога» для педагогического коллектива, особенно для участников инновационной деятельности.

Роль новых технологий – это необходимое условие интеллектуального, творческого и личностного развития воспитателя дошкольного образования.
Согласно современным словарям, портфолио — это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио, на мой взгляд, позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: образовательной, творческой, методической, исследовательской. Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности.

В современном мире «электронное портфолио» рассматривается как технология, в которой раскрываются этапы, компоненты и механизмы представления и систематизации результатов профессионально-педагогической деятельности, ориентированная на формирование готовности к инновационной деятельности, как электронное средство и принцип организации профессионального портфолио.

Электронное портфолио, подготовленное с помощью компьютерных средств, с использованием мультимедиа и читаемое с помощью компьютера, направлено на отражение динамики сформированности профессиональной педагогической  деятельности и профессионального развития педагога в целом. 

Освоение программы TurboSite позволило мне систематизировать материалы моего портфолио в виде сайта. На главной страничке размещены общие сведения обо мне: образование, квалификационная категория, педагогическое кредо. Страничка «Содержание портфолио» постоянно пополняется и обновляется, когда в портфолио добавляются новые материалы.

Раздел «Мой опыт работы» содержит описание обобщенного мной опыта работы по теме «Формирование географических представлений детей дошкольного возраста посредством игровых методов и приемов». Также представлены разработанные мной конспекты занятий по теме опыта.

Страничка «Мои авторские разработки» содержит презентацию игрового комплекса «Ступенька», конспекты сюжетно-игровых комплексов для интерактивной доски «Кругосветное путешествие Хрюши и Степашки», «Остров сокровищ», «В зоопарке», «Растения»; сценарий игрового квеста «Потерянная страница волшебной книги Джунглей».

Педагоги нашего учреждения эффективно используют метод проектов в работе с детьми. Материалы проектной деятельности размещены на специальной страничке.

Опыт работы по различным направлениям образовательного процесса был неоднократно представлен на уровне района, города, республики. Так, результаты участия в районных методических объединениях, научно-практических конференциях, периодических изданиях также, безусловно, нашли отражение в портфолио.

Таким образом, «электронное портфолио» - это наиболее эффективная форма решения задач развития потенциала воспитателя дошкольного образования.Электронное портфолио является эффективным средством сопровождения инновационной деятельности педагога, так как способствует формированию исследовательских умений педагога, его профессиональному росту и развитию.

Литература:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании : с изменениями и дополнениями по состоянию на 12 марта 2012 г. – Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2012. – 400 с.
  2. Шашок, В. Н. Технология формирования педагогического опыта в учреждении докшольного образования : учеб.-метод. пособие / В.Н. Шашок, И.Н. Сапун; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2014.
  3. Шашок, В.Н. Самообразование и профессиональное развитие педагогических работников учреждений дошкольного образования в современных условиях / В.Н. Шашок // Инновационные тенденции в современном образовании, 2016.
to top button