Наш опыт работы

меню раздела

       Государственное учреждение «Ясли-сад № 522 г. Минска» хорошо известно в столице. Его отличает высокий профессиональный уровень педагогического состава. Опыт работы педагогов дошкольного учреждения неоднократно представлялся на страницах периодических изданий.
       Данный опыт был представлен на городском конкурсе «Лучшее дошкольное учреждение года» в 2011 году, по итогам которого государственное учреждение образования «Ясли-сад № 522 г. Минска» заняло 3 призовое место.
 

 Непрерывное изменение социальной среды, переориентация во всех областях материальной и духовной жизни требует от каждого человека наиболее продуктивного использования индивидуальных возможностей в преодолении устаревших стереотипов поведения, подвижности, гибкости мышления, творческого подхода к решению проблем. Становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу развития творческой личности – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.
Творческой называют такую деятельность человека, при которой создается что-то новое. Не важно, будет ли это новое материальным, доступным органам чувств другого или будет жить внутри самого человека.
Любая ли деятельность  человека является творческой? В основном, выделяют два вида поступков. Первый называют воспроизводящим, он теснейшим образом связан с памятью и подражанием. В этом случае человек воспроизводит или повторяет уже известные ему приемы и способы действий. Второй вид – творческий. Когда человек попадает в какую-нибудь необычную ситуацию, включается творчество. Так происходит смена воспроизводящих действий творческими.
          Проблема формирования творческой личности дошкольников является актуальной в системе образования и воспитания Республики Беларусь. Значимость её определяется объективной необходимостью совершенствования научных основ процесса воспитания творческой личности ребёнка, развития творческой индивидуальности и задачами практики, требующей эффективных средств для осуществления такой работы.
    В дошкольном возрасте формируются специальные способности, обусловливающие возможность успеха в различных областях художественной деятельности: художественно-речевой, изобразительной, музыкальной, театрально-игровой. В результате накопления опыта применения их в различных ситуациях создаются условия для развития не только способностей, но и целостной личности. Её развитие происходит в процессе усвоения знаний, умений и навыков применения на практике, но, главным образом, в создании определённых продуктов труда - в творчестве.
Исходным в развитии творческой личности детей дошкольного возраста выступают творческие способности, поскольку они определённым образом связаны с реализацией таких возрастных особенностей, как потребность в общении со взрослыми и сверстниками, творчестве. Возрастные особенности выступают как возможности, которые превращаются в реальные факторы развития творческой личности ребёнка, если деятельность носит творческий характер.
Данный опыт раскрывает комплексный подход к использованию в разных видах художественной деятельности наиболее эффективных методов и приемов, способствующих развитию творческих способностей дошкольников.
 

Художественно-речевая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

 Художественно-речевая деятельность дает нам большие возможности для развития творческих способностей дошкольников.       
Заслуживает внимания эффективность работы воспитателей ясли-сада № 522 по обучению детей дошкольного возраста творческому рассказыванию с целью развития воображения, творческого мышления и речи.           
Опыт воспитателей Плиско Т. В., Кот Л. С., Копыриной Н. Г. раскрывает целесообразность использования методов и приемов ТРИЗ-РТВ в обучении детей дошкольного возраста творческому рассказыванию.
Так, для обучения детей составлению рассказов – фантазий с преобразованием объектов во времени педагоги эффективно используют  прием перемещения во времени (Машину времени). Дети выбирают конкретный объект и описывают его временное настоящее. Далее воспитатели предлагают ребятам подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем.
     Для обучения детей дошкольного возраста характеристике объектов через органы чувств педагоги эффективно используют прием «вхождения в  картину». Воспитатели побуждают детей к описанию возможных ощущений и предлагают прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. В работе с детьми педагоги используют творческие задания: «Пришел волшебник «Я нюхаю» (и другие)», «Назови объекты, которые могут издавать звук…», «Я ощущаю лицом и руками…»
     Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине воспитатели используют прием «подзорная труба».   Для определения деталей одного объекта - приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и другие.
          Моделирование детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения.
Обучение детей составлению загадок педагоги начинают с полуактивного этапа (составление с детьми общей загадки), затем переходят к активному, где побуждают ребенка самого выбирать объект и модель загадки.
          Для обучения составлению творческих рассказов от первого лица в образе одного из объектов картины с заранее заданной характеристикой воспитателями целесообразно используется прием эмпатии. Ребенок называет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние или принимает черту характера, подробно описывает его состояния, отношения с окружающим миром и возникшие проблемы.
По результатам фантазирования педагоги совместно с детьми инсценируют  придуманные рассказы, оформляют книжки-малышки, составляют каталоги детских рассказов-фантазий, которые включают метафоры, составленные воспитателем вместе с детьми группы; загадки, самостоятельно составленные детьми; а также творческие рассказы детей,
Педагоги-новаторы активно внедряют в практику работы с детьми новые методы и приемы. Плиско Т. В. является автором электронного пособия «Режиссер», которое представила на выставке-ярмарке методических идей, проходившей в дошкольном учреждении. Пособие способствует развитию умения детей составлять сказки конфликтного типа, в его основе лежит «метод каталога». Данное пособие активно используется педагогами дошкольного учреждения в практике работы с детьми.
Таким образом, грамотный подход педагогов при организации художественно-речевой деятельности способствовует развитию не только речевых навыков, но и творческих способностей детей.
 

Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Одним из важных направлений работы нашего дошкольного учреждения является совершенствование системы работы по музыкально-творческому воспитанию детей.           
Благодаря своим особенностям музыка активно воздействует на развитие воображения, которое лежит в основе любого вида творчества. О возможности приобщения детей к творчеству средствами музыки писали многие исследователи. Л. С. Выготский высказывал уверенность, что из всевозможных видов художественной деятельности чрезвычайно благоприятна для приобщения к творчеству музыкальная деятельность. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности. Так, восприятие музыкальных произведений включает творческий опыт слушателя, исполнение музыки включает её восприятие и творческую интерпретацию, в сочинении, импровизации проявляется опыт восприятия и исполнения музыки. Таким образом, каждый вид музыкальной деятельности включает разный опыт познания музыкального искусства, в том числе опыт творческой деятельности.
 Высокую результативность работы  музыкального руководителя высшей категории Середы Елены Васильевны по использованию новых музыкальных методик в формировании творческих способностей детей дошкольного возраста отмечают педагоги не только нашего дошкольного учреждения, но и района, города, республики.
Елена Васильевна считает, что на развитие творческой личности дошкольника специфическое влияние оказывает чувственно-эмоциональный фактор, возникающий в процессе общения ребёнка с музыкой. Известно, что эмоциональная сфера является ведущей сферой психики ребёнка в дошкольном возрасте.
 В своей работе педагог использует новые современные методики   «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой, «Новейшая методика развития музыкальности детей» Т. Боровик, «Модель личностного развития дошкольников в процессе восприятия музыки» Г. А. Никашиной, которые способствуют развитию творческих способностей дошкольников. Музыкальные занятия, включающие новые методики, отличаются нетрадиционным содержанием, структурой, новым музыкальным репертуаром, способом его подачи, методикой организации и проведения.
Использование на музыкальных занятиях модели воспитания эстетических чувств разработанной Г. А. Никашиной способствовало созданию таких педагогических условий, которые побуждали детей к активному осознанному восприятию музыки, сопереживанию музыкально-художественному образу и выражению     личностного   эмоционально-творческого отношения   к музыке   через разнообразные игровые модели.
Работу с детьми по данной методике Середа Е. В. строила на основе использования музыкальных игр: интонационно-речевых игр-импровизаций; вокально-инструментальных игр-имитаций; пластических игр-моделирования; музыкальных игр-дизайнов, предусматривала использование следующих наглядных пособий: карточки-модели музыкальной интонации; графические схемы мелодии; блоки ритмоинтонаций; эмоциональные открытки.
В процессе организации музыкально-сюжетных игр Елена Васильевна создавала      воображаемую   ситуацию   на   основе   слушания музыки, фрагмента сказки; анализировала вместе с детьми музыку и выявляла разнообразные средства и действия, необходимые для моделирования художественного образа.
Решение педагогических задач в рамках методики Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» Середа Е. В. осуществляла на основе комплексного развития музыкальности детей: метроритмического чувства, тембрового, интонационно-речевого и ладового слуха, навыков элементарного импровизационного движения, речедвигательной координации, а так же социально-коммуникативных качеств. Основными видами творческой деятельности на занятиях по программе Т. Э. Тютюнниковой являлись активные формы: ритмизованная речь, пение, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, пантомима, импровизированная театрализация.
Ценность тематических занятий с элементами данной методики Елена Васильевна видит в том, что на них создаются условия для развития природной музыкальности детей, способности к спонтанному творческому поведению, интереса к активному музицированию; предпосылок к развитию творческого мышления детей; формирования качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.
Ещё одна методика, используемая в нашем дошкольном учреждении для развития природной музыкальности, музыкально-творческих способностей детей, формирования основ их творческой личности – «Инновационная методика развития музыкальности детей» Т. А. Боровик. Представляя собой особый тип музыкальной педагогики, которую называют «креативной» (предполагающей обучение через творчество),она создаёт условия для удовлетворения потребностей детей в эмоциональном самовыражении и самореализации в различных видах музыкальной деятельности; способствует проявлению той универсальной креативности, которая есть в каждом ребёнке и развитие которой становится всё более важной в современном воспитании.
Использование новых музыкальных методик в образовательной работе с детьми нашего дошкольного учреждения открыли возможность широкого использования метода музыкальной импровизации, что способствовало накоплению музыкально – творческого опыта, так как ребёнок сразу входил в непосредственный контакт с музыкой, появлению у старших дошкольников не теоретически запрограммированной по правилам гармонии или воспроизведённой по показанному образцу мелодии, музыкальной формы, «музыкальной конструкции», а самостоятельной музыкальной мысли, выраженной в непредвиденной форме.
Середа Е. В. разработала и провела цикл музыкальных занятийкоторые включали элементы новых музыкальных методик («Музыкальные рисунки», «Сказочная птица», «Солнечная капель» - соединение живописи, живого слова и элементарного музицирования внесло в занятия элемент сюрприза, игры и позволило многогранно проявиться детской фантазии и творчеству); типовые занятия («Белая книга зимы», «Мы – игрушки расписные», «Осенние фантазии», «Путешествие в страну песен», «Музыкальные подарки для мамы», «Музыка весны»); тематические занятия («Космические фантазии», «Снежная сказка», «Музыка зимнего леса», «Деревянные истории»); интегрированные занятия («Зелёные истории», «Дождик бегает по крыше…», «Звёздный урок»…).
Результативность внедрения новых музыкальных методик доказывает возможность использования системы невербальных методов воспитания и обучения ребёнка, имеющей особую значимость для процесса формирования творческих качеств личности старших дошкольников. Жесты, мимика, пантомимика, лицевая экспрессия, движение тела, пластика рук и другие невербальные приёмы, связанные с реализацией творческих заданий, музыкально-игровых действий в методиках Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик, Г. А. Никашиной позволили сформировать у детей индивидуальную манеру исполнения музыкального репертуара, способствовали развитию творческого воображения, самостоятельности в нахождении и передаче выразительных средств воплощения музыкального образа. Отмечено нарастающее стремление дошкольников к самовыражению в                 разных видах музыкального творчества: яркое сопереживание музыкально-игровому образу; воображение и оригинальность, своеобразная манера исполнения; осмысленный подбор разнообразных средств музыкальной выразительности для воплощения музыкального образа.
 
 Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
 
Становление творческой личности ребенка особенно эффективно происходит в условиях реализации театрально-игровой деятельности. Театрализованная деятельность формирует способность детей к эмоциональной эмпатии, развивает творческую активность, их исполнительные возможности.
Успешность и уровень развитости театральной деятельности детей во многом обусловлены их художественными способностями к этой сфере. В театрально-игровой деятельности - это прежде всего эмпатия к реальным людям и героям литературных произведений. Выразительность речи, образная двигательная выразительность, пластичность, высокая эмоциональная чувствительность, интонационная выразительность, развитая память. Кроме того в структуру театральных способностей входят: живое воображение, креативность, наблюдательность.
Необходимым при организации театрально-игровой деятельности является понимание, чувствование детьми друг друга.
Для развития у детей умения импровизировать, выражать эмоции, изображать характерные движения и мимику персонажей, передавать голосом и интонацией их особенности педагоги эффективно используют проведение перед основным занятием таких игр, как «Доброе животное», «Изобрази животное (предмет)», «Театр масок», «Сбор фруктов», «Покажи, что чувствуешь», «Золотой лучик». Главная задача педагогов на этом этапе, чтобы ребенок постепенно в процессе таких игр из пассивного зрителя превращался в активного участника – актера, режиссера.
Проведение таких упражнений, как «Карнавал зверей», «Смастери и сочини», «Бывает же такое» направлено на развитие пространственного, наглядно-образного мышления, которое является необходимым для развития театральных способностей. Упражнения   «Художник», «Придумай сказку», «Запомни позу»  способствовали развитию не только памяти, но и творчества. На развитие такого психического процесса, как воображение,  направлены упражнения «Оживи предмет», «Фантазеры», «Выбери профессию».
Неотъемлемой частью работы по развитию творческого потенциала личности ребенка в процессе театрально-игровой деятельности является   сопоставление различных эмоций. В процессе проведения  этюдов дети учатся дифференцировать эмоции и воспроизводить их при помощи мимики и жестов.
Творческое развитие личности дошкольника происходит в процессе системного и личностно значимого приобщения к театральному искусству и предполагает последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным опытом воспитанника, что обеспечивает органичное вхождение ребенка в многогранный мир театра.
С целью знакомства с театральным искусством педагоги проводят циклы занятий об истории театра. В ходе занятий дети придумывают различные истории, учатся выходить из-за занавеса и старались говорить с выражением.
Наибольшую эффективность показывают такие методы развития творчества, как: творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; упражнения; этюды.
Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Театрализованная деятельность - это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей.
Использование элементов театрально-игровой деятельности в различных видах занятий позволило комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане.
Хорошей традицией в дошкольном учреждении стали Дни открытых дверей, где дети показывают спектакли родителям, приглашаются ребята других групп. На протяжении последних лет в нашем дошкольном учреждении были поставлены спектакли «Гриб-Боровик», «Снежная королева», «Рукавичка», «Кто сказал МЯУ?» и другие.
Для реализации поставленных задач очень важна преемственность в работе воспитателей и узких специалистов дошкольного учреждения. Итогом совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и детей стала музыкальная сказка «Кошкин дом».
Таким образом, необходимо отметить высокую степень значимости театрально-игровой  деятельности для развития  творческих способностей ребенка.

Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В наибольшей мере творческие способности проявляются и формируются в изобразительной деятельности. Именно в изобразительной деятельности дети отражают не только окружающую действительность, но и свое отношение к ней. Оно выражается в адекватной эмоциональной восприимчивости, которая наблюдается в этом виде деятельности.
В изобразительной деятельности сам процесс создания художественного образа отличается значительной эмоциональной насыщенностью, что побуждает ребенка к более полному творческому выражению своих чувств, мыслей, настроения, а значит к адекватной эмоциональной восприимчивости окружающего мира.
Опыт педагогов ясли-сада № 522 Демьяновой Л. А., Пекарской Т. В., Кудревич Т. А. свидетельствует о том, что эффективным средством решения вышеназванной проблемы является изобразительное творчество с помощью нетрадиционных техник, способов и форм его организации. Нетрадиционные техники изображения - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Педагоги стремятся к созданию условий, когда дети могут думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные способы рисования  соответствуют методике "свободных ассоциаций", нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощёнными, уверенными, что их работа лучше всех, У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция. 
 Следует помнить, что творческие способности, необходимо целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.
На занятиях по изобразительной деятельности воспитатели довольно часто используют технику монотипии, т.к. она предполагает:
- создание сложных изображений при использовании несложных приемов;
- развитие творческого воображения и ассоциативного мышления, эмоциональный подъем, возникающий в результате процесса узнавания;
         - формирование определенных навыков рисования (выделение увиденного обводкой карандашом или фломастером, дополнение силуэта необходимыми деталями).
Большие возможности для развития творческих способностей в процессе изобразительной деятельности дало использование на занятиях по рисованию «техники по мокрому листу». Использование техники «рисование пальцами способствовало развитию творческого воображения, мелкой моторики. Использование данной техники позволило снять напряжение и усталость у воспитанников.
Очень привлекает детей техника рисования тычком полусухой жесткой кистью. Применение данной техники оказалось незаменимо при имитации «колючей», «шершавой» поверхности, передаче объема.
         Педагоги развивают воображение, творчество дошкольников не только на занятиях по рисованию, но и на занятиях по аппликации.
         В своей работе они активно используют нитки, ткань, поролон, яичную скорлупу, соль, тесьму, мех. 
     Используя художественную технику изобразительного искусства - пластилинографию, воспитатели стараются раскрыть творческие способности детей. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. 
Нетрадиционные техники рисования, лепки, аппликации позволили раскрепостить детей, вселить уверенность в своем умении, развить творческое воображение.  
Одним из направлений работы педагогического коллектива в 2010 – 2011 учебном году было формирование представлений детей об изобразительном искусстве, его видах и жанрах. В рамках реализации данной задачи в дошкольном учреждении воспитателем 1 категории Хамраевой А. А. и заместителем заведующего по основной деятельности Баскаковой И. А. был разработан образовательный проект «Повышение уровня знаний детей старшего дошкольного возраста в области изобразительного искусства посредством использования компьютерных технологий», который в 2010 году был удостоен гранта Мингорисполкома.
Актуальность внедрения компьютерных технологий в процесс ознакомления старших дошкольников с изобразительным искусством обусловлена рядом факторов: социальным заказом на формирование знаний об искусстве с момента дошкольного детства, возможностью совершенствования качества эстетического образования старших дошкольников на основе использования современных компьютерных средств, необходимостью проектирования системы работы по формированию знаний старших дошкольников об искусстве средствами компьютера и разработки условий ее реализации.

В данное время проект находится на практическом этапе, разработан и внедрен в практику работы с детьми цикл занятий.

Взаимодействие с родителями является неотъемлимой частью работы дошкольного учреждения. Использование разнообразных форм сотрудничества способствовало повышению уровня знаний родителей о развитии творческих способностей своих детей. В результате проведения родительского собрания-дискуссии «Талантливые дети: рождаются или становятся?» в форме ток-шоу «Выбор» большинство родителей убедились, что творческие способности необходимо развивать с самого детства не только в дошкольном учреждении, но и в условиях семьи.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.    Акбарова, Р. Т. О Творческое развитие в процессе музыкально- хореографической деятельности детей: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01/ Мос.гос. пед. ин-т. М., 1988.  155 с.
2    Асафьев, Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей // Избр. статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е.  Л.: Музыка, 1973. – 142 с.
3.     Венгер Л. А. Психологическая характеристика деятельности ребенка, М. 1968
4.    Выготский, Л. С. Психология искусства.  М.: Искусство, 1965. – 378 с.
5.   Колодяжная Т. П. Управление современным ДОУ. Часть 2. М., 2003
6. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г.  
       Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.  494 с.
7.   Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986
8.   Слагаемые педагогического мастерства /под редакцией И. Я. Зязюна. –
        М.: Педагогика, 1982
9. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения, М. 1973
10.   Ходькова, А. И. Формирование песенного творческого процесса у детей 6 – 7 автореф. дис.  канд. пед. наук: 13.00.02/ Мос. гос. пед. ин-т. М., 1974.  31 с.
 

to top button