Музыкальная деятельность

меню раздела

 Вторая младшая группа (3 - 4 года)

Игры и игровые задания

« Три окошка »

О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки», с.35

Возраст: от 3 до 4 лет

Задачи:

1. Создавать условия для формирования представлений о музыке в обобщённых эстетических моделях.

2. Создавать условия для формирования представлений о жанре музыкального произведения

Цель: закреплять представления о первичных музыкальных жанрах

( песня, танец, марш).

Игровые материалы и оборудование: декорация «Золотая осень» (листы 1-3); графическая основа—прорезанные в фасаде теремка окошки с наклеенными с обратной стороны кармашками; комплект из трёх карточек с изображением персонажей (мышонок, заяц, лиса) в ситуациях, символизирующих один из трёх первичных музыкальных жанров ( лист 25); аудиозаписи трёх  отрывков музыкальных произведений в жанре колыбельной песни, танца, марша.

Игровые правила: количество играющих не ограничено. Под звучащий музыкальный отрывок играющим необходимо воспроизвести движения, характерные для жанра, и назвать этот жанр, убедиться в правильности ответа можно с помощью модели. Игра продолжается до тех пор, пока не прозвучат  три музыкальных отрывка.

Игровые действия: узнавание первичных музыкальных жанров, двигательное отражение функционального назначения жанра, название жанра и проверка правильности ответа.

Ход игры: Перед прослушиванием музыкального отрывка взрослый рассказывает детям о жителях теремка, которые предпочитают разную музыку. Затем он предлагает догадаться, кого из жителей теремка можно увидеть в окошке: спящего мышонка, марширующего с барабаном зайца или танцующую лису. Во время звучания первого музыкального отрывка дети имитируют действия, соответствующие музыкальному жанру, и отвечают, что делает персонаж в выбранном окошке. По окончании звучания отрывка первый из играющих, правильно назвавший жанр прозвучавшего музыкального произведения, получает право удостовериться в правильности ответа, открыв окошко. При повторной организации игры карточки, символизирующие жанры, размещаются в другом порядке.

«Лягушонок и кувшинки»

О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки», с.20

Возраст: от 3 до 4 лет

Цель: формировать представления о различной длительности звуков в процессе их воспроизведения.

Оборудование: декорация «Весёлое лето», «озерцо», плоскостная модель «кувшинки», «лягушка».

Ход игры: ведущий передвигает фигурку лягушонка с одной кувшинки на другую и исполняет песенку на слог «ква». Длительность звучания слога зависит от размера листа кувшинки. Песня исполняется на звуках одной высоты, затем песенку исполняет ребёнок.

«Пчёлка и цветы»

О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки», с.20

Возраст: от 3 до 4 лет

Задача: Создавать условия для формирования представлений о длительности звука.

Цель: формировать представления о длительности звуков в процессе их восприятия и воспроизведения.

Игровой материал и оборудование: декорация «Весна пришла» (листы 7-9), графическая основа—лужайка (лист 9), комплект разрезного материала «Цветы» (элементы двух размеров (лист 26), Плоскостная фигурка пчелы (лист17); музыкальный инструмент, воспроизводящий звуки различной длительности ( фортепиано, баян, цимбалы, губная гармошка или др.).

Игровые действия: восприятие и воспроизведение звуков различной длительности.

Ход выполнения игрового задания:

Задание выполняется в два этапа.

1 этап. Взрослый, выступающий в роли ведущего, располагает цветы из разрезного комплекта на любой плоскости таким образом, чтобы их  чередование ( большой цветок—долгий звук, маленький цветок—короткий звук) было метрически организованным. Затем, используя плоскостную фигурку пчелы, «перелетает» от цветка к цветку, дольше задерживаясь на крупных цветках, моделируя при этом голосом на слог «жу» длительности звуков на одной высоте. После этого ребёнок выполняет аналогичные действия.

2 этап. Взрослый предлагает ребёнку «пересадить» цветы в саду в том порядке, в котором «попросит» пчела ( на музыкальном инструменте поочерёдно исполняются звуки различной длительности). После прослушивания каждого звука ребёнок «высаживает» цветок  соответствующего размера. Когда все намеченные цветы «пересажены», ребёнок, используя фигурку пчелы, воспроизводит получившийся ритмический рисунок так же, как  и на первом этапе выполнения задания.

Музыкально-дидактическая игра

« Узнай, какой инструмент звучит»

Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.58.

Возраст: от 3 до 4 лет

Цель: Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.

Игровой материал:  карточки с изображением: треугольника, бубна, металлофона на каждого играющего;  музыкальные инструменты: треугольник, бубен, металлофон.

Ход игры:

1 вариант.

 Дети сидят за столами. Перед каждым лежит набор карточек.

Музыкальный руководитель располагается перед детьми. Инструменты загорожены ширмой. Звучит треугольник – нужно поднять карточку с его изображением, бубен – с изображением бубна, металлофон- с изображением металлофона. По желанию  детей, ошибающихся меньшее число раз, исполняется произведение для слушания в грамзаписи.

2 вариант.

 Дети строятся в три колонны. По звучание треугольника бегают  по комнате дети первой  колонны. Под звучание бубна -  второй, под звучание металлофона- третьей. Исполнение на инструментах педагога варьируется. В конце проводится физкультурное соревнование: кто быстрее построит колонну.

3 вариант.

Дети располагаются в трех кругах. Дети первого круга двигаются легким бегом под звучание треугольника и замирают на месте под звучание других инструментов, дети второго круга идут под звучание бубна, третьего- выполняют поскоки под звучание металлофона. Звучание варьируется. В конце игры отмечается круг-победитель и по желанию детей этого  круга исполняется хороводная игра или пляска.

Игры и игровые задания

«Между небом и землёй»

О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки», с.13

Возраст: от 3 до 4 лет

Задача: Создавать условия для формирования представлений о свойствах и высоте звука.

Цель:Закреплять представления детей о различных по высоте звуках в пределах среднего регистра, тренировать детей в вокальном воспроизведении и закреплять понятия выше-ниже ( относительно музыкального звука).

Игровой материал и оборудование: декорация « Золотая осень» ( листы 1-3), графические модели «Дерево», «Куст», «Земля» (лист 1), Плоскостная фигурка волшебной птицы Лё-лё ( лист 16).

Игровые действия: воспроизведение голосом звуков различной высоты, двигательное моделирование высоты звуков. Ход выполнения игрового задания:

В игровом задании может участвовать произвольное количество детей. Взрослый всегда выступает в роли ведущего. Вначале игры он знакомит детей с волшебной птицей Лё-лё, которая изменяет высоту своего голоса в зависимости от того, где она находится. Взрослый начинает игру словами, интонируемыми на соответствующей высоте:

               В небе я лечу—высоко пою: лё-лё-лё…!

               На землю села—низко запела:  лё-лё-лё…!

Пение сопровождается перемещением плоскостного изображения в поле декорации ( от неба к земле). При дальнейшем исполнении взрослый поёт 1-ю и 3-ю строки, а участники игры ансамблем либо индивидуально исполняют 2-ю и 4-ю строки ( звукоподражание), стремясь остаться на заданной взрослым высоте. Затем на декорации поочерёдно выбираются графические объекты, расположенные «между небом и землёй»: куст, дерево и др. Далее песня птицы Лё-лё исполняется на следующие тексты с учётом направления движения плоскостной фигуры:   В небе я лечу—высоко пою: лё-лё-лё…!

                 На дерево села—чуть ниже  запела:  лё-лё-лё…!

                 На кусточек села—ещё ниже пела: лё-лё-лё…!

                 На землю села—очень низко запела:  лё-лё-лё…!

                 На кусточек села—чуть выше запела: лё-лё-лё…!

                 На дерево села—ещё выше запела: лё-лё-лё…!

                 В небе я лечу—высоко пою: лё-лё-лё…!

Пение сопровождается двигательным отражением высоты звука—от положения с поднятыми вверх руками-крыльями до глубокого приседа.

В дальнейшем для поддержания интереса малышей к игре рекомендуется использовать другие графические объекты декорации «Золотая осень».

*Игровое задание может использоваться в работе с детьми других возрастных групп. В этом случае они поочерёдно могут выступать в роли ведущего.

Игры и игровые задания

«Листопад»

О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки», с.19

Возраст: от 3 до 4 лет

Задача: Создавать условия для формирования представлений о длительности звука.

Цель: формировать представления о длительности звуков в процессе их восприятия.

Игровой материал и оборудование: декорация «Золотая осень» (листы 1-3), графическая основа—лужайка (лист 3), комплект разрезного материала «Листья» (элементы двух размеров (листы 26, 27); музыкальный инструмент, воспроизводящий звуки различной длительности (фортепиано, баян, цимбалы, губная гармошка).

Игровые действия: восприятие звуков различной длительности, соотнесение длительности звуков с моделями.

Ход выполнения игрового задания:

Взрослый, выступающий в роли ведущего, предлагает ребёнку собрать букет из осенних листьев, выбирая из предложенного разрезного материала только те листья, которые подскажет ему музыкальный инструмент. При звучании долгого звука в исполнении взрослого ребёнок должен выбрать большой лист, при звучании короткого звука—маленький. Звуки исполняются на одной высоте.

Игры и игровые задания

« Три голоса»

О.Н.Анцыпмрович, О.Н.Зыль «В мире музыки», с.12

Возраст: от 3 до 4 лет

Задача: Создавать условия для формирования представлений о свойствах и высоте звука.

Цель: знакомить дошкольников с музыкальными регистрами и их выразительными возможностями в создании музыкальных образов, формировать умение различать и воспроизводить звуки разных регистров

(высокого, среднего, низкого) голосом и на звуковысотном музыкальном инструменте.

Игровой материал и оборудование: декорация «В теремке» (листы 13-15), графическая модель «Дверь», плоскостные фигурки медведя, зайца и мышки (листы16,17); звуковысотные музыкальные инструменты на выбор (фортепиано, баян, ксилофон или др.)

Игровые правила: В игре могут участвовать от 1 до  5-6 детей. Дети поочерёдно вслед за взрослым выступают в роли ведущего, исполняя песенку  выбранного персонажа голосом или на инструменте в соответствующем регистре. Игра может продолжаться до тех пор, пока все участники не побывают в роли ведущего хотя бы один раз ( если играют 4 и более детей) либо пока каждый из играющих, находясь в роли ведущего, не исполнит песенки всех трёх персонажей ( если играют 1-3 ребёнка).

Игровые  действия: узнавание голоса персонажа, вокальная или инструментальная импровизация песенки персонажа в одном из регистров.                             

 Ход игры: Взрослый знакомит детей с некоторыми жителями теремка поочерёдно: медведем, зайцем, мышкой. Появление каждого персонажа он обыгрывает, используя декорацию « В теремке», и сопровождает их появление исполнением импровизационной песенки персонажей на слог «ля» в трёх различных регистрах, соответствующих образам. Затем, используя находящие вопросы, он уточняет представления детей о высоте голоса каждого из героев. После этого взрослый, выступая в роли ведущего, уволит персонажей за теремок, используя прорезанную дверь в декорации, и предлагает детям определить, чей голос звучит из-за домика, импровизируя песенку  одного из персонажей. Ребёнок, который первым правильно выполняя задание, становится ведущим, занимая место рядом со взрослым за теремком, и импровизирует свою песенку понравившегося персонажа.

  • В игре рекомендуется использовать имеющиеся в распоряжении играющих звуковысотные музыкальные инструменты. Инструментальная  импровизация может строится как на одном звуке определённого регистра ( например, при воспроизведении на ксилофоне), так и на нескольких звуках одного регистра .

Игры и игровые задания

«Часы и игрушки»

О.Н.Анцыпмрович, О.Н.Зыль «В мире музыки», с.12

Возраст: от 3 до 4 лет

Цель: развитие способности к различению и воспроизведению звуков различной длительности, развитие чувства темпа.                            

Задачи: формировать умение воспроизводить голосом равномерные последовательности звуков в умеренном и быстром темпе.              

Оборудование: игровая иллюстрация «Дом»;графическая основа «Старинные часы»; динамическая модель «Маятник часов»; плоскостные персонажи: Куколка,  Солдатик, Слоник.                                                                     Ход игры:

1 этап: Взрослый  обращает внимание детей на «Старинные часы с маятником», сопровождая раскачивание маятника равномерным пропеванием слогов «тик-так». Дети повторяют. Далее взрослый говорит, что маятник может двигаться  медленнее или быстрее, тогда и тиканье часов меняется. После этого с детьми пропеваются песенки часов.      

2 этап: «Ночью, когда все спят и слышно только «тиканье» часов, игрушки в доме просыпаются и тихонько ходят по комнате, прислушиваясь к часам (Кукла «топ-топ», Солдатик «раз-два», Слоник «туп-туп»). Играющим предлагается выбрать персонаж и «походить» с ним по дому. Сначала ребенок слушает «тиканье» в исполнении взрослого, затем имитирует шаги в соответствии с темпом и текстом. При необходимости можно помочь ребенку отхлопыванием.

Музыкально-дидактическая игра

 «Ритмическое эхо»

                           Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»

Сюжетная музыкальная игра

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: развитие чувства ритма.

Ход игры: педагог предлагает превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ними правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример предложенный педагогом, а именно:

- точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы);

- эхо окрашено тихой динамикой.

Педагог воспроизводит ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры.

Музыкально-дидактическая игра

«Кто как идет?»

   Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.51.

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: Упражнять детей в восприятии и различении акцента в трёх ритмических рисунках.

Описание: Три карточки с контурными изображениями зверей, идущих с палочками: на одной — медведь; на другой — лиса; на третьей — волк. Такие же по размеру карточки, но с цветным изображением, разрезаны на четыре части. Металлофон, ширма.

Требуется знание песни «Кто как идет?» Г. Левкодимова.

Ход игры: Играют четверо детей, один из них ведущий, Он раздает трём играющим по одной не цветной карте. Сначала дети поют песню, прохлопывают ритмические рисунки мелодий, условно напоминающих медленную поступь медведя, порывистые движения волка, вкрадчивые действия лисы. Далее игра проводится так же, как и предыдущая. Игра заканчивается, когда все участники сложат свои цветные карты.

Игры и игровые задания

«Музыкальные прятки»

                                                         О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки»

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: обучать воспитанников слушать и слышать музыку, определять ее интонацию и в зависимости от этого выполнять необходимые движения, прививать интерес к музыкальным играм.

Оборудование: небольшая детская игрушка (медвежонок), музыкальное сопровождение.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребятам поиграть всем вместе в очень интересную игру и начинает объяснять правила, которые заключаются в том, что необходимо найти любимого медвежонка.

Ребята становятся в ряд, поворачиваются к стене и закрывают глаза, а руководитель в это время прячет медвежонка в укромное место. Когда дети поворачиваются, то им довольно сложно сразу определить, с какой стороны нужно начинать поиск. Тут им на помощь приходит музыка, которая подсказывает, куда нужно идти, а куда – нет. Происходит это следующим образом: ребята начинают ходить по комнате. Если они идут в нужную сторону, то музыкальный руководитель играет плавную и мелодичную музыку. Но если они ищут не в том месте, то мелодия сменяется более грубой или грустной. Если дети уже близки к отгадке, то руководитель может сыграть веселый марш или другую подобную мелодию. Так дети учатся прислушиваться, отличать минорную и мажорную музыку и начинают выполнять определенные действия в зависимости от того, какая мелодия в данный момент.

Сюжетная музыкальная игра

«Цветок»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.38

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: формировать умение моделировать музыкальный образ с помощью цвета, линии и формы; развивать способность к сопереживанию, музыкально – сенсорные способности детей; обогащать линейно – цветовые представления в процессе слушания музыки.

Материал: музыкальные фрагменты, иллюстрации с изображением грустных и радостных цветов, эмоциональные открытки, цветные фигуры, карандаши или краски (синего, серого, оранжевого, жёлтого цветов), отражающие эмоции грусти, радости; бумага.

Образы: грустные и радостные цветы. Методика проведения игры: Музыкальный руководитель предлагает детям послушать музыкально иллюстрированное стихотворение:

Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день постоял – и завял.

А сколько бы он на лугу простоял?             В. Викторов

     В процессе чтения стихотворения воспитанники рассматривают иллюстрации с изображением грустных и радостных цветов, слушают музыку радостного (грустного) характера; А. Жилинский «Детская полька»; Г. Сурус «Колыбельная».

     Затем совместно с детьми выбираем и рассматриваем эмоциональные открытки, цветные фигуры, отражающие эмоции грусти и радости, объясняем их содержание и предлагаем нарисовать или смоделировать с помощью цветных фигур образы радостного и грустного цветка. Далее детям можно предложить под музыку изобразить цветовое окружение цветов (нарисовать фон, используя серые и синие тона для грустного цветка, яркие – оранжевые, жёлтые – для радостного).

Сюжетная музыкальная игра

«Катина кукла»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.79

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: формировать умение моделировать музыкальный образ с помощью цвета, линии и формы; развивать способность к сопереживанию,

музыкально – сенсорные способности детей; обогащать линейно – цветовые представления в процессе слушания музыки.

Материал: музыкальные фрагменты, иллюстрации с изображением печальной и радостной куклы, эмоциональные открытки, карандаши, краски (синего, серого, оранжевого, жёлтого, красного  цветов), отражающие эмоции печали, бодрости; бумага.

Образы: печальная и бодрая кукла.

Игровое задание: Предлагаем:

а) послушать рассказ;

б) выявить сенсорные особенности музыки;

в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;

г) рассмотреть цветные фигуры, отражающие эмоции печали и бодрости;

д) нарисовать образ печальной и бодрой куклы.

Сюжетная игровая ситуация:

« У Кати было много игрушек. Но самой любимой игрушкой была кукла Оля. Однажды кукла заболела. Она капризничала и плакала. У неё болело горлышко. Послушайте музыку. Она расскажет нам о настроении Кати и её куклы». (Слушание пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы» и анализ её эмоционального содержания).   «Долго лечила Катя свою куклу. Поила её горячим чаем с мёдом, ставила компрессы. И наконец кукла выздоровела. Её щёчки порозовели, кукла заулыбалась. Послушайте, как об этом рассказывает музыка». (Слушание пьесы П. И. Чайковского «Новая кукла» и анализ её эмоционального содержания). Затем предлагаем детям нарисовать печальную и бодрую куклу или придумать и нарисовать для неё костюмы. В данной игре можно создавать сюжетные ситуации с другими персонажами. Например, игривый воробей и хитрая лисичка, смешной кузнечик и задумчивый муравей, восторженный ветерок и печальное облако, весёлое солнышко и сердитая ворона, мечтающий кораблик и сердитая волна и т. д.

Сюжетная музыкальная игра

«Где живут ягодки?»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.83

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: формировать умение моделировать музыкальный образ с помощью цвета, линии и формы; развивать способность к сопереживанию, музыкально – сенсорные способности детей; обогащать линейно – цветовые представления в процессе слушания музыки.

Материал: музыкальный фрагмент, иллюстрации с изображением нежной земляники, зелёных листьев, эмоциональные открытки, цветные фигуры, карандаши, краски (разных оттенков розового, красного тонов), отражающие эмоцию нежности; бумага.

Образ: нежная земляника

Игровое задание.

Предлагаем:

а) послушать стихотворение;

б) выявить сенсорные особенности музыки;

в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;

г) рассмотреть цветные фигуры, отражающие эмоцию нежности;

д) сделать коллективный рисунок с изображением земляники на фоне зелёных листьев или поляны ягод из цветных фигур (большие и маленькие округлой формы розового и красного цветов).

Сюжетная игровая ситуация:

К солнцу листья тянутся

и растут, растут.

Под зелёным зонтиком

Ягодки живут.

Под зонтик загляни – ка:

Краснеет земляника.

В. Иванова

Нотное приложение: Ф. Шуберт «Вальс».

Сюжетная музыкальная игра

«Руки рисуют музыку»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.68.

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: развивать у воспитанников пластическую выразительность движений, динамический слух, интонационную выразительность голоса в процессе музыкально – речевой деятельности.

Материал: фрагменты музыкальных произведений, эмоциональные открытки, отражающие разнообразные эмоции (грусть, радость, нежность, важность и т. д.)

Игровое задание. Предлагаем:

а) послушать рассказ;

б) послушать музыку;

в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;

г) выявить сенсорные особенности её звучания;

д) объяснить воспитанникам содержание блоков ритмоинтонаций;

е) рассмотреть и подобрать движения, необходимые для создания пластического образа;

ж) создать пластический образ, соответствующий характеру музыки.

Сюжетная игровая ситуация:

«Сегодня мы с вами будем дирижёрами. Но сначала давайте выясним, какую музыку мы хотим послушать. Посмотрите, сколько у нас цветков. Они и расскажут нам о музыке. Выбирайте цветок». Дети рассматривают эмоциональные открытки и выбирают для всех одну.

«Как вы думаете, какая будет звучать музыка?» Дети рассказывают о музыке исходя из содержания эмоциональной открытки. Далее предлагаем детям послушать музыку, проанализировать её характер, выбрать нужные движения из предложенных.

При проведении данной игры для слушания детям можно предложить музыку разного характера: радостного, торжественного, важного, задорного, шутливого и т. д.

Характерные особенности движений: нежные, плавные, мягкие, гибкие взмахи руками отражают эмоцию нежности; зигзагообразные, ломаные, резкие – эмоцию сердитости; волнообразные, суетящиеся, беспокойные – эмоцию взволнованности и т. д.  Дети «дирижируют» попеременно то одной, то другой рукой, а затем двумя руками вместе.

Сюжетная музыкальная игра

 «Сердитый  волк»

                                                           Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.69

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: развивать пластические действия ( жестов, походок, поз, ритмических и танцевальных элементов), способствующих созданию музыкального образа.

Материал:  музыкальный фрагмент, эмоциональная открытка, блок ритмоинтонаций, отражающие эмоцию сердитости.

Образы: сердитый волк.

Игровое задание:

а) послушать стихотворение;

б) выявить сенсорные особенности музыки;

в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;

г) объяснить детям содержание блока ритмоинтонаций для образа сердитого волка;

д) воспроизвести ритмоинтонации с помощью хлопков, шлепков и т.д. без музыкального сопровождения, а затем под музыку;

е) подобрать движения, необходимые для создания пластического образа сердитого волка;

ж) создать пластический образ, соответствующий характеру музыки.

Сюжетная игровая ситуация:  Рыщет волк в густом лесу,

                                                        Ищет кумушку лису.

С.Маршак

Характерные особенности движений:

сердитость – неуклюжая походка, шаг всей ступней с остановками, резкие взмахи руками со сжатыми кулаками или растопыренными пальцами, повороты головой то влево, то вправо, нахмуренные брови, сморщенный лоб.

Блок ритмоинтонаций: сердитость.

Старшая группа (5 - 6 лет)

Музыкально-дидактическая игра

 «Бубенчики»

Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.60.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Оборудование: карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «дон», желтый - «динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков  (на каждой по одному); металлофон.

Ход игры: Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.

Педагог показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы).  Педагог дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне

Музыкально-дидактическая игра

«Ритмическое лото»

Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.57.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: научить детей правильно исполнять знакомые ритмические рисунки на детских музыкальных инструментах.

Оборудование:  Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты — группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки

Ход игры: Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3,4).

Музыкально-дидактическая игра

«Кто самый внимательный?»

Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников».

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: развивать у детей представление о долгих и коротких звуках в сочетании с графическим изображением.

Оборудование: ритмические карточки.

Ход игры:   Педагог предлагает детям при помощи хлопков, шлепков или притопов «прочитать» поочерёдно сменяющие друг друга ритмические карточки.

Усложнять игру можно, используя соревнования между подгруппами.

Объявлять нужный способ «чтения» (хлопки, шлепки, притопы) педагог должен в короткой паузе между сменой карточек.

Ритмические группировки на карточках должны быть лаконичны, разнообразны и иметь логическое завершение (не обрывать «ритмическую мысль»).

Музыкально-дидактическая игра

«Буратино»

                              Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», 

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: закрепление программных музыкальных произведений.

Оборудование: Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т.д.), знакомым детям.

Ход игры. Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие — дети сами должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведения, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку.

Например, исполняется песня  «Елочка » М. Красева, ребенок достает карточку с изображением новогодней елки, или звучит мелодия песни «Паровоз» З. Компанейца – из коробки достают картинку паровоза и т. д.

Музыкально-дидактическая игра

 «Воротики»

                               Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников».

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: обучить детей восприятию ритмического разнообразия (долгие и короткие звуки) посредством движений под музыку.

Ход игры: Педагог делит детей на первые и вторые номера.  Дети с одинаковыми номерами становятся парами, образуя круг. Пары под первыми номерами чередуются с парами под вторыми номерами.  Под звучание марша все дети парами идут по кругу энергичным шагом, высоко поднимая колени.С окончанием музыки педагог даёт команду, например: «Первые номера!» - и это значит, что дети, стоящие под этими номерами, должны быстро поднять сцепленные руки вверх, образуя «воротики». Под звучание польки, не названные номера, лёгким бегом пробегают в «воротики».  Далее игра повторяется сначала, но «воротики» образуют другие номера. С целью концентрации внимания детей педагог может называть одни и те же номера несколько раз.

В процессе игры педагог акцентирует внимание детей на связь их движений с характером музыки. Перед игрой необходимо закрепить с детьми полученные ранее знания о долгих и коротких звуках

Музыкально-дидактическая игра

 «Жмурка»

                                   Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: обучить детей восприятию смены темпа в музыке и точной реакции на неё посредством движения.

Ход игры: Педагог выбирает среди детей «жмурку», а остальных детей настраивает на определённые движения. Под медленное исполнение музыки они должны сидеть на одном колене с прямой спиной, «жмурка» ходит между детьми, под быстрое исполнение музыки – передвигаться лёгким бегом по залу вокруг «спящего жмурки».С окончанием музыки «жмурка» ловит детей.

Сжетная музыкально-дидактическая игра

 «Музыкальная дорожка»

                                                     Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.77.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель игры: научить дошкольников различать и передавать хлопками в ладоши подвижные динамические оттенки мелодии  от тихого до громкого.                                          

Оборудование:               музыкальные произведения с яркой сменой контрастной динамики, например: Моцарт. Симфония № 40, ч.1. (фрагмент)

Ход игры: Л.С. Ходонович. Путешествие в мир музыки.  2010г. Стр.193.

Сюжетная музыкально-дидактическая игра

 «Смелый капитан»

                                                  Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.148.

Возраст: от 5 до 6 лет

Оборудование:               фонограмма музыкального произведения, передающая контрастные настроения моря,  напр. Н. Римский  -Корсаков. Вступление к опере «Садко»: Море. Портрет Н. Римского-Корсакова. Плоскостные разноцветные кораблики трёх размеров (большой, средний, маленький)-     по одному на каждого ребёнка.

Ход игры: Л.С. Ходонович. Путешествие в мир музыки.   2010г. Стр.157.

Сюжетная музыкально-дидактическая игра

 «Кто приехал в зоопарк?»

                                                 Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.136.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: научить дошкольников  внимательно слушать музыку, представлять музыкальный образ,     его настроение, передавать его особенности в однородных и синтетических музыкальных композициях-импровизациях. 

Оборудование: карточки или медальоны с изображением жителей зоопарка или их плоскостные фигуры, игрушки: лев, волк, лебедь, слон, черепаха, золотые  рыбки.

Ход игры: Л.С. Ходонович. Путешествие в мир музыки.   2010г. Стр.143.

Сюжетная музыкально-дидактическая игра

 «Любимый герой»

                                                   Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.148.

         Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: научить детей активно сопереживать герою и настроению музыки; различать динамику музыки и соотносить это с настроением музыкально-игрового образа; выражать свои чувства в танцевальных  импровизациях.

Оборудование: песня « Бу-ра-ти-но!» (муз. Г.Гладкова, сл. Ю. Энтина).

Ход игры: Л.С. Ходонович. Путешествие в мир музыки.   2010 г. Стр.109

to top button