Программные задачи

меню раздела

 

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ

Цель: формирование понимания разнообразия природных объектов и необходимости гуманного отношения к ним.

Задачи развития воспитанника в деятельности:

развивать:

потребность в видении красоты природы;

желание познавать природу;

формировать:

представления о:

животных, растениях ближайшего окружения, ярких явлениях природы на основе восприятия их разными органами чувств;

роли света, тепла, влаги, воздуха, питания в жизни растений, животных, человека;

внешнем строении органов чувств человека и их гигиене;

умение замечать изменения, происходящие в природе;

воспитывать:

гуманное отношение ко всему живому;

желание заботиться о растениях и животных;

познавательное отношение к миру окружающей природы.

СОДЕРЖАНИЕ

Неживая природа

Представления об:

отличительных свойствах воды (агрегатные состояния), воздуха, песка (сыпучий, рыхлый, пропускает воду, меняет свойства под воздействием воды - становится пластичным), глины (плотная, не пропускает воду), камней и т.д.;

основных состояниях погоды: холодно, тепло, жарко, пасмурно, солнечно, ветер, дождь, снег.

Умения:

различать и называть свойства воды, снега, льда, песка, глины, камней и т.д. (льется, лепится, гладкий и др.);

отличать и называть день, ночь.

Игры с природными материалами: "Необычные следы", "Прятки", "Отпечатки", "Угощения", "Здравствуй, водичка", "Ловись, рыбка, большая и маленькая", "Слепи снежок", "Печатание на снегу" и др.

Растения

Представления о (об):

строении растения: корень, стебель, лист, цветок, плод (растение живое, чтобы выжить, ему необходимы все части: корень, стебель, листья);

жизненных формах растений: дерево, куст, трава и их отличительных признаках (дерево высокое, имеет один ствол, куст имеет несколько стеблей (стволов), они тоньше, чем стволы у дерева, трава низкая, зеленая и т.д.);

потребностях растений в свете, влаге, тепле;

особенностях состояния конкретных растений в разные сезоны;

отличительных признаках конкретных растений ближайшего окружения (2 - 3 дерева: ель, береза; 2 кустарника: сирень, смородина; 3 - 4 растения цветника: ноготки, бархатцы, тюльпаны, нарциссы; 3 - 4 растения огорода: лук, горох, бобы, огурцы; 3 - 4 комнатных растения: бальзамин, колеус, аукуба, китайский розан).

Умения:

различать и называть конкретные виды деревьев, кустарников, травянистых растений;

осуществлять элементарный уход за растениями: полив, рыхление, прополка, посев, посадка.

Дидактические игры: "Опиши, мы отгадаем", "Чего не стало?", "Беги к дереву, какое назову", "Найди, что назову", "Угадай, что в руке", "Найди листок, какой покажу", "Такой листок лети ко мне" и др.

Животные

Представления о (об):

росте и развитии животных;

животных (домашних (кошка, собака, корова, лошадь, курица и др.) и диких (лиса, заяц, медведь и др.) и их детенышах;

потребностях животных как живых существ в свете, влаге, тепле, пище, жилище;

сезонных изменениях в жизни животных (особенностях состояния конкретных животных в разные сезоны);

особенностях внешнего строения животных: количество конечностей, особенности головы, органов чувств, покрова и т.д.;

отличительных признаках конкретных животных ближайшего окружения (птица, рыба, бабочка, жук).

Умения:

различать и называть домашних и диких животных;

осуществлять элементарный уход за животными: кормление рыбок в аквариуме, птичек в клетке или на участке.

Дидактические игры: "Как их назвать?", "Четвертый лишний", "Чей силуэт?" и др.

Организм человека

Представления о:

строении, защите органов чувств: глаза (разная форма и цвет, веки, ресницы, бережное отношение к глазам); нос (разная форма носа, крылья, ноздри, гигиена носа); уши (разная форма и размер, ушная раковина, слуховой проход, гигиена ушей); язык (гигиена полости рта); кожа (гигиена кожи);

росте и развитии человека;

потребностях человека в свежем воздухе, чистой воде, здоровой пище, тепле и т.д.

Умение содержать руки, нос, полость рта в чистоте.

Дидактические игры: "Узнай по запаху", "Узнай по вкусу", "А где наши ручки?", "Собери человечка" и др.

Взаимосвязи в природе

Представление о характерных признаках времен года (изменение окраски листьев, дождливая погода - осень, короткий день, мороз, снег - зима и т.д.).

Умение соотносить яркие признаки с конкретным сезоном.

Подвижные игры: "Мыши и кот", "Птичка и птенчики", "Воробушки и кот" и др.

СРЕДНЯЯ ГРУППА ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ

Цель: формирование обобщенных представлений об объектах и явлениях природы.

Задачи развития воспитанника в деятельности:

развивать:

умения и навыки гуманного обращения с животными и растениями;

желание заботиться о них;

формировать:

представления: об общих для всех живых существ признаках у человека, животных и растений (чувствительность, движение, питание, дыхание, рост, размножение); о животных, растениях ближайшего окружения, ярких явлениях природы на основе восприятия их всеми органами чувств; о роли света, тепла, влаги, питательной почвы в жизни растений, животных, человека; о целостности природных сообществ; о взаимосвязи и взаимозависимости живой (человека, животных и растений) и неживой природы;

воспитывать:

гуманное и бережное отношение к живым существам, к их среде обитания;

стремление оберегать природу;

познавательное отношение к окружающей природе;

сострадание к людям с ограниченными возможностями, понимание их затруднений.

Неживая природа

Представления о:

погодных явлениях каждого сезона: температуре, осадках, долготе дня;

свойствах воды, почвы, воздуха.

Умение замечать состояние погоды и отмечать в календаре погоды.

Дидактические игры: "Какая сегодня погода?" и др.

Растения

Представления о (об):

признаках растений как живых существ: растения двигаются (поворачивают листья, стебель, цветы к солнцу, раскрывают и закрывают лепестки и т.д.); растения питаются (корень всасывает воду из земли, стебель проводит воду, пищу к другим частям растения, листья улавливают свет и питают растение); растения дышат листьями, стеблем (стволом), корнями; растения "чувствуют" приход тепла, холода, долготу дня, солнечную или пасмурную погоду и др.; растения растут и размножаются;

разнообразии листьев, цветков, плодов, семян растений, уникальности каждого растения;

растениях природных сообществ, созданных руками человека (огорода, сада, цветника, парка);

сезонных изменениях в состоянии растений;

отличительных признаках растений ближайшего окружения (4 - 5 деревьев (рябина, клен, каштан, сосна), 3 - 4 кустарника (малина, чубушник, снежноягодник), 3 - 4 растения цветника (колокольчик, настурция, лилия, ирис и др.), 5 - 6 растений огорода (свекла, капуста, кабачок, тыква, лебеда и др.), 4 - 5 комнатных растений (бегония, герань, агава, аспарагус и др.), 2 - 3 растения аквариума (роголистник, элодея, кабомба или др.).

Умения:

различать и правильно называть достаточно большое количество растений, их характерные признаки;

соотносить растения с природными сообществами, созданными руками человека (огород, сад, цветник, парк);

осуществлять элементарный уход за растениями: полив, рыхление, удаление пыли с листовой пластины, прополка, посев, посадка.

Дидактические игры: "Продайте, что назову", "Найди такой листок, как на дереве", "Детки на ветке", "Опиши, мы отгадаем", "Найди дерево по описанию" и др.

Животные

Представления о (об):

разнообразии животных: дикие и домашние; хищные, растительноядные и всеядные; перелетные, зимующие и оседлые, летающие, плавающие, ползающие и т.д.;

признаках животных как живых существ: животное дышит, питается, двигается, растет и размножается; животные чувствуют приход тепла, холода, долготу дня, солнечную или пасмурную погоду, опасность, заботу и др.; об уникальности каждого животного;

животных огорода, сада, парка, цветника;

сезонных изменениях в жизни животных;

отличительных признаках конкретных животных ближайшего окружения (3 - 4 птицы (голубь, воробей, ворона, ласточка и др.), 3 - 4 обитателя водоема (щука, карась, лебедь, лягушка и др.), 6 - 8 зверей (кошка, собака, белка, еж, заяц, лиса и др.), 3 - 4 насекомых (божья коровка, стрекоза, муха, шмель и др.).

Умения:

различать и правильно называть достаточно большое количество животных, их характерные признаки;

соотносить животных с природными сообществами, созданными руками человека (огород, сад, цветник, парк);

осуществлять элементарный уход за животными: кормление рыбок в аквариуме, птичек в клетке и на участке, млекопитающих в клетке, мытье кормушек и поилок, уход за аквариумом.

Дидактические игры: "Что сначала, что потом", "Птицы, рыбы, звери" и др.

Подвижные игры: "Охотник и пастух", "Кто что делает" и др.

Организм человека

Представление о функциях органов чувств человека, помогающих познавать окружающий мир (функции языка: помогает есть, говорить, ощущать вкус еды (сладкий, горький, кислый, соленый); функции кожи: помогает ощущать свойства предметов (холодный - горячий, сухой - мокрый, гладкий - шероховатый, круглый - угловатый и т.д.); ощущать прикосновение, боль, щекотку; гигиена кожи; функции носа: помогает ощущать запахи, дышать и т.д.; функции глаза: помогает ощущать цвет, форму, величину; функции уха: помогает слышать звуки).

Умение использовать органы чувств для познания объектов природы.

Дидактические игры: "Назови, что видишь", "Чего не стало?", "Что изменилось?", "Почему у нас два глаза?", "Звуки природы", "Звуки голоса", "Звуки предметов", "О чем сообщит нам язычок?", "Что в мешочке?", "Угадай, что тебе сказали руки", "Найди помощника", "Узнай помощника" и др.

Взаимосвязи в природе

Представления о:

природных сообществах, созданных руками человека (огород, сад, поле, цветник, парк) и их обитателях;

правилах поведения человека в природных сообществах, созданных руками человека;

сезонных изменениях природных сообществ, созданных руками человека.

Умение обосновать необходимость соблюдения правил поведения на огороде, в цветнике, саду и т.д.

Дидактические игры: "Так бывает или нет?", "Какое время года?" и др.

СТАРШАЯ ГРУППА ОТ ПЯТИ ДО ШЕСТИ ЛЕТ

Цель: систематизация знаний о природе (о совокупностях растений и животных, занимающих определенную территорию); о группах растений и животных (на основе выделения признаков внешнего вида и характера взаимодействия со средой); о сезонных изменениях природы; об организме человека).

Задачи развития воспитанника в деятельности:

развивать:

чувство радости от единения с природой, осознания себя человеком, частью живой природы;

умения и навыки гуманного обращения с живым существом, интерес к разнообразным видам деятельности в живой и неживой природе;

стремление и навыки активного участия в охране природы;

формировать:

представления о (об):

объектах и явлениях неживой природы, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных;

общевитальных признаках человека, животных и растений: чувствительности, дыхании, питании, движении, росте, формируя элементарное представление о строении и функциях их внутренних органов (систем);

том, что животные и растения живут не изолированно, а в сообществах (лес, луг, водоем и т.д.);

углублять представления о целостности и уникальности каждого природного сообщества;

воспитывать:

нравственное (сопереживание, сочувствие), эстетическое, познавательное отношение к природе;

уважительное отношение к уникальности каждого живого существа и сообщества, в котором оно живет;

внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей;

бережное отношение ко всем живым существам, к их среде обитания;

ответственность за состояние природы ближайшего окружения.

Неживая природа

Представления о:

характеристиках каждого сезона: долготе дня, температуре воздуха, осадках, состоянии растений, животных, людей;

свойствах объектов и явлений неживой природы (свет, тепло, вода, почва - песок, камни, глина);

Земле, Луне, Солнце, звездном небе.

Умение замечать изменения погоды, природы и отмечать их в календаре природы.

Игры с природными материалами: "Ветер дует нам в лицо", "Узоры на песке", "Суша - вода" и др.

Растения

Представления о (об):

дифференцированных потребностях растений в свете, влаге, тепле;

разнообразии способов размножения растений: семенами, луковицами, клубнями, листовыми и стеблевыми черенками;

растениях естественных природных сообществ (леса, луга, водоема);

сезонных изменениях в состоянии растений;

лекарственных растениях (лук, чеснок, подорожник, дуб, ромашка, смородина, малина и т.д.);

опасных для человека растениях (волчье лыко, вороний глаз, борщевик, молочай и др.);

отличительных признаках конкретных растений: 5 - 6 растений цветника (пион, георгин, хризантема, примула, маргаритка и др.), 6 - 8 растений огорода (морковь, томат, картофель, салат, укроп, петрушка, зерновые культуры, разные виды лука, чеснок, пырей, мокрица и др.), 3 - 4 растения сада (яблоня, груша, вишня, земляника и др.), 3 - 4 растения луга (ромашка, василек, смолка, колокольчик и др.), 4 - 5 растений леса (ель, сосна, орешник, черника, голубика, сон-трава и др.), 3 - 4 растения водоема (кувшинка, кубышка, рогоз, касатик, аир и др.), 6 - 7 комнатных растений (традесканция, кливия, амариллис, зигокактус, плющ, комнатный виноград и др.).

Умения:

соотносить:

типичных представителей с группами растений (деревья, кустарники, травы; овощи, фрукты);

растения с природными сообществами (лес, луг, водоем);

состояние растений с сезонными изменениями в неживой природе;

осуществлять элементарный уход за растениями: полив, рыхление, удаление пыли с листовой пластины, прополка, посев, посадка, опрыскивание.

Дидактические игры: "Что за овощ, что за фрукт?", "Редкие растения", "Отгадай", "Магазин "Семена", "Вершки и корешки", "Ботаническое лото", "Составь букет", "Что где растет" и др.

Животные

Представления о:

видовых признаках групп животных: птицы, рыбы, звери, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся;

дифференцированных потребностях животных в свете, влаге, тепле, пище, жилище, защите от врагов;

приспособлениях животных к среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной);

животных леса, луга, водоема;

сезонных изменениях в жизни животных;

отличительных признаках конкретных животных: 5 - 6 животных леса (лось, зубр, барсук, кабан, жук-олень, кукушка и др.), 5 - 6 животных луга (пчела, кузнечик, стрекоза, дрофа, махаон и др.), 3 - 4 животных водоема (водомерка, жаба, комар, беззубка и др.), 3 - 4 животных сада (скворец, дрозд, тля, гусеница и др.), 3 - 4 животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь (зубр, медведь, жук-олень, журавль, цапля и др.).

Умения:

соотносить:

типичных представителей с группами животных (рыбы, птицы, звери, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся);

животных с природными сообществами (лес, луг, водоем);

сезонные изменения в неживой природе с состоянием животных;

осуществлять элементарный уход за животными: подготовка корма и кормление рыбок в аквариуме, птичек в клетке и на участке, млекопитающих в клетке, пресмыкающихся, мытье кормушек, поилок, поддонов, чистка клеток, уход за аквариумом.

Дидактические игры: "Чьи следы?", "Редкие животные", "Отгадай", "Кто здесь живет?", "Зоологическое лото", "Что за птица?", "Летает - не летает", "Найди лишнего", "Кто живет в воде?" и др.

Организм человека

Представления о (об):

элементарном строении, функциях и защите органов чувств (глаза, нос, язык, уши, кожа) и возможностях выразить чувства (радость, печаль, удивление и т.д.), вызванные встречей с объектом природы; о том, что объекты природы имеют разные свойства и качества;

внутреннем строении тела человека: скелет и мышцы, сердце и кровообращение, дыхание, пищеварение;

условиях, от которых зависит здоровье человека: качество среды обитания, правильность удовлетворения жизненно важных потребностей;

росте и развитии человека;

возрастных периодах в жизни человека и их сменах: младенец - дошкольник - школьник - взрослый - старый;

неповторимости каждого человека.

Умение соблюдать правила личной гигиены.

Дидактические игры: "Опасно - неопасно", "Если я сделаю так?", "Что такое хорошо, что такое плохо?", "Что ты знаешь о...?", "Полезная и вредная еда" и др.

Взаимосвязи в природе

Представления о:

приспособленности растений и животных к обитанию в водной, воздушно-наземной, почвенной средах обитания;

климате в холодных краях (зима длинная, холодная; лето короткое, прохладное); в жарких краях (зимы нет, жаркое лето); в средней полосе (не очень холодная зима и нежаркое лето), о типичных обитателях разных климатических зон (по 2 - 3 животных и растения);

сезонных изменениях природных сообществ;

состоянии природы Земли, необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека; о Красной книге Республики Беларусь (3 - 4 животных и растения);

правилах поведения человека в природных сообществах.

Умение соотносить животных со средой обитания (вода, почва, воздушно-наземная среда).

Дидактические игры: "Что? Где? Когда?", "Знатоки природы" и др.

to top button