Конспекты занятий

меню раздела

Занятие для старшей группы

по образовательной области «Ребёнок и общество»

"УДИВИТЕЛЬНАЯ  ВСТРЕЧА  С  ЭЛЕКТРОНЧИКОМ"

Задачи: Уточнить и закрепить представления детей об истории возникновения электрической лампочки, о предметах бытовой техники; о том, как и где «рождается» электричество и тепло.

Активизировать словарь словами, обозначающими названия электроприборов и
приборов отопления; закреплять знания правил безопасности в обращении и бережного отношения к источникам тепла и света.

 Стимулировать интерес детей к изучению разнообразных процессов, воспитывать бережное отношение к электроэнергии, теплу, воде в своем доме.

Материал. Поролон. 3 маленьких конверта. 2 больших конверта. План
группы. Липкая лента. Круги разных размеров, разных цветов, эмблемы с
ленточками.
Предметные картинки: электроприборы, предметы домашнего
обихода, костер, свеча, электрическая лампочка, керосиновая лампа, лучина.
Дидактические наглядные пособия «Чемодан», «Электрончики»,
«Волшебная Розетка», «Наборное полотно», «Макет электрической станции», «Видеокамера», «Телевизор».
Предварительная работа. Познавательные занятия, беседы и эксперименты «Что было до лампочки», «Предметы, облегчающие труд человека в быту». Наблюдения за работающими электрическими приборами дома и в детском саду. Беседы с электриком. Чтение художественной литературы. Рассматривание разных видов
электрических элементов (батареек) и способы их применения в различных приборах. Продуктивная деятельность, труд: помощь взрослым в утеплении окон и дверей, изготовление поделок «Теплый домик», зарисовки, плакаты.

Ход занятия.

Слышен звук падающего предмета и голоса «Ой-ей-ей!». Дети замечают необычный «Чемодан»Осматривают его со всех сторон, вместе с воспитателем решают, что незнакомые чужие предметы трогать нельзя.
Электрончик. Ну почему же нельзя? Ведь это все вам!
Воспитатель. Ой, ребята, кто бы это мог быть? Вы кого-нибудь видите?
Дети ищут по сторонам источник голоса.
Дети. Нет, никого не видим.
Воспитатель. Давайте поздороваемся, может этот кто-то выйдет к нам.
Дети здороваются. Странно (прислушивается), никого нет?.
Электрончик. Как это нет? Я здесь, да здесь же. Дети с
воспитателем находят Электрончика на ширме. Здравствуйте ребята! Я
очень рад вас видеть. А к вам я пришел не один, а со своими друзьями,
такими же как и я.
Дети и воспитатель. Здравствуйте, а вы кто?
Электрончик. Я кто? Я – маленький Электрончик! И друзей моих тоже
зовут Электрончиками. Вы меня видели?
Дети. Нет, никогда!
Электрончик. Вспомните, вы встречались со мной в нашей волшебной
лаборатории, когда искали электрические заряды в опытах (от трения
одежды, у расчески, у воздушного шарика)?!  Тогда я с вами был один –
маленький и слабый. Но в розетках и проводах нас очень много.
- Мы быстро бегаем по электрическим проводам, зажигаем лампочки,
заставляем работать разные приборы, да и просто иногда сидим в розетке и
ждем когда кому понадобимся.
- Я видел, как вы строили теплые домики для жителей Маленького
города. Но в вашем маленьком городе нету электричества, вот мы с
друзьями решили помочь вам. Ох, как не просто было тащить этот
“маленький” чемоданчик по тонким проводам!
Воспитатель. Спасибо тебе, Электрончик, и всем твоим друзьям!
Электрончик. Расскажите моим друзьям, как вы строили этот город.
Дети. Мы утеплили окна и двери, повесили люстры и сделали мебель,
но там нет света и очень холодно.
Электрончик. Почему в вашем городке холодно? (В нем нет печек,
обогревателей, бабарей, света и т.п.) Наш волшебный “Чемодан” поможет
вам.
Воспитатель. Попробуем открыть чемодан? Ребята, может, у вас
получиться?
Дети стараются открыть, но все без результата.
Электрончик. Ха-ха! Этот чемоданчик не так просто открыть. Мы,
ребята, как и вы, очень любим играть. Поэтому придумали для вас несколько
заданий. Они спрятаны под замками. Если вы выполните задания правильно,
то ключик откроет замочек, если нет, то придется вам дальше искать верные
и умные ответы.
Воспитатель. Ну что ж, дети, выполнять задания Электрончика и его
друзей? (Да, мы будем стараться выполнить все задания).
Воспитатель поднимает первый замочек и достает маленький
конвертик, раскрывает и читает:
Задание 1. «Внимательно прочитать план вашей группы, на котором
красным крестиком указано место, где можно найти большой конверт с
первым заданием».
Дети на плане группы определяют место расположения конверта.
Находят его в группе. Из конверта видны разноцветные ленточки.
Воспитатель. «…Выберите себе пару такого же цвета». (Дети тянут
ленты с эмблемами и одевают себе на шею). «…А сейчас возьмите
конверты такого же цвета и сложите картинки, спрятанные в них».
Игра «Собери картинку»
Цель.Закрепить умения детей собирать картинку из частей,
определить название предмета и его функции.
Воспитатель. Что изображено на картинке? Для чего нужен этот
предмет?
Дети находят такую же картинку в другом наборе и выставляют в
ряд: костер, керосиновая лампа, свеча, лучина, электрическая лампочка.
Электрончик. Молодцы! Вот вам первый ключик – электрончик.
Раздается щелчок – замок открыт. Спешите за следующим ключиком!
Задание 2.
Воспитатель. Следующий задание мы найдем в конверте по плану
группы: ищите зеленый крестик!
Дети находят конверт.
Игра «Подели на группы».
Цель. Классификация предметов домашнего обихода по
энергопотреблению. Активизировать словарь по теме. Развивать
связную речь.
Воспитатель Ребята, все Электрончики, бегая по проводам, ищут
своих друзей и очень радуются, когда их находят. Эти друзья спрятались в
этом конверте среди множества других предметов.
Воспитатель выкладывает на стол картинки изображением вниз –
цветные круги сверху. Вывешивает наборное полотно.
- Сейчас, вы выберите только те карточки, где изображен круг цвета
вашей эмблемы. Дети выбирают свои карточки, переворачивают и
выделяют группу электроприборов, выстраивая их на наборном полотне.
- Мы всё сделали правильно? Проверим.
Дети. Да. Это друзья Электрончика. Все эти приборы называются
электрическими, потому что они питаются электрическим током и без него
работать не могут.
Электрончик. Ура! Спасибо вам, ребята, нашли моих друзей!
Принимайте второй ключик.
Воспитатель предлагает одному из детей открыть замочек.
Ну что ж, ребята, у нас остался еще один неоткрытый замочек.
(Открывает конверт)
Задание 3.
Игра-физкультминутка «Верно ли?».
Цель. Уточнить представления детей о безопасном обращении с
электрическими приборами, о бережном энерго- и теплопользовании.
Электрончик. Знаете ли вы правила обращения с электроприборами и
электрическим током? В третьем задании я узнаю, как вы научились беречь
электричество и тепло.
Воспитатель. Я прочитаю предложение. Если вы согласны, то
хлопните в ладоши. Если же вы с этим высказыванием не согласны -
топните ногой. Начинаем.
Верно ли, что…
- можно пользоваться неисправными электроприборами? -
- уходя нужно выключать свет? +
- выключать электроприборы из розетки, потянув за провод? -
- нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим проводам? -
- не сушить на батарее одежду и белье? +
- надо оклеивать окна на зиму? +
- надо вытирать пыль с лампочек, чтобы они ярче светили? +
- когда находишься дома, надо включать все электроприборы? –
- надо пользоваться энергосберегающими лампочками? +
- нельзя вставлять посторонние предметы в розетку? +
Электрончик. Браво, молодцы, ребята! Вы действительно самые
замечательные фантазеры и берегоши! Вот и третий ключик. Теперь вы
можете открыть волшебный «Чемодан»!
Дети открывают чемодан и находят там макет электростанции.
Рассматривают ее.
Воспитатель. Ребята, это электрическая станция, только она здесь
маленькая, для нашего Маленького города. А в нашем городе Минске
работают 5 больших электростанции, где и днем и ночью, рождается
электрический ток и тепло. Электрический ток и тепло проходят очень
длинный путь, чтобы попасть в наши квартиры.
- Где еще в городе используется электричество? (На заводах и
фабриках, в магазинах; школах, детских садах).
- В городе еще есть электрический транспорт. Назовите машины,
которые работают от электрического тока. (Троллейбусы, трамваи, метро,
электрички). Хотите посмотреть, как вырабатывается электрический ток?
Воспитатель. Сейчас я возьму свою волшебную «видеокамеру», и
все, что будет происходить внутри ТЭЦ, вы увидите на экране «Волшебного
телевизора».
- Это, ребята, огромная печь, в которую поступает мазут или газ, мазут
и газ очень дорого стоят. Эта печь работает и днем и ночью. В печи очень
высокая температура.
- А это огромный котел, в который без перерыва сильные насосы
качают воду. Котел стоит прямо на печи. Вода нагревается и испаряется в
виде пара. Много пара!
- Пар по трубам попадает в турбину, разгоняя её очень быстро.
Турбина крутит … электрогенератор, где и «рождаются» электрончики. Их
очень много. И бегут электрончики по проводам по всему городу.
- А горячая вода из котла прибегает к нам по трубам. Как и где люди
используют подогретую воду? (Люди используют её для умывания и стирки,
мытья посуды, обогревают помещения в холодное время года.).
Электрончик. Ребята, скажите, легко ли достается человеку
электроэнергия? Это простой или сложный процесс? Почему надо беречь
электроэнергию? (Потому, что для его получения используют много
природных богатств: уголь, мазут, газ, вода). Да, много людей разных
профессий работают на электростанциях.
Воспитатель. Поэтому мы с вами и вашими родителями должны
беречь и тепло и электричество, чтобы экономить свои деньги и чтобы наших
друзей Электрончиков хватило всем и надолго. А вот как мы можем это
делать?
Дети. Надо плотно закрывать водопроводные краны, чтобы вода без
надобности не вытекала, даже не капала.
- Надо не забывать выключать свет, когда и без него можно обойтись,
или когда выходишь из комнаты в другое помещение.
- Надо утеплять свой дом, чтобы тепло не «убегало» на улицу через
щели в окнах, дверях.
Электрончик. Молодцы, ребята, вы знаете, почему надо беречь
электроэнергию! Но мне пора уже вернуться в розетку, к своим друзьям и
заняться работой. На память о нашей встрече я хочу подарить вам свои
медали маленьких Берегош.
Из «розетки» падают «золотые» медали. Электрончик прощается с
ребятами.
Воспитатель. Сейчас, ребята, мы доставим «Волшебный чемодан» в
наш Маленький город и попробуем запустить электростанцию!
Дети вместе с воспитателем определяют место и устанавливают
электростанцию для жителей игрушечного города. С помощью фонариков
на батарейках дети могут включить свет в своих макетах домов.

Занятие для старшей группы

по образовательной области «Ребёнок и общество»

"ПРИКЛЮЧЕНИЯ  ЛАМПОЧКИ"

Задачи:

- закреплять знания об электроприборах, правил безопасного
поведения с бытовыми электроприборами;
- стимулировать развитие познавательных процессов внимания,
памяти, мышления, воображения и речи; развивать умение
классифицировать предметы бытовой техники;
- поддерживать желание детей соблюдать игровой сюжет, помогать
игровому персонажу, проявлять сообразительность, находчивость,
доброжелательность.
-воспитывать бережное, экономное отношение к электроэнергии, природным ресурсам.
Игровое оборудование: дидактическая коробка «Определи на ощупь!»,
карточки со схематическим изображением игрушки, картинки для игры
«История лампочки» (солнце, костер, лучина, свеча, керосиновая лампа, современная электрическая лампочка), наборы счетных палочек

Ход игрового комплекса

Воспитатель.Ребята, прислушайтесь… Кто-то плачет?
Подходят к закрытой коробке. Воспитатель заглядывает в коробку.
- Отгадайте, что я увидела в этой коробке:
Ярко солнышко светило,
Но когда ушло оно,
Сразу стало нам уныло,
Очень мрачно и темно.
Только я не унываю –
И скорее свет включаю.
В вазе солнышко живет,
Ваза свет чудесный льёт!
Можно вечером играть,
И читать, и рисовать…
Вот оно, магическое
Солнце электрическое!
Кто поможет нам ответить,
Что за вазочка нам светит? (по К. Нефёдовой)
Дети. Это лампа! (Дети находят в коробочке модель лампочки).
Воспитатель. Лампочка, почему ты здесь оказалась? Почему
плачешь? Ребята, как вы думаете, что могло случиться с этой лампочкой?
(Она потерялась, ее забыли, она осталась одна и т.д.)
- Давайте спросим у нее самой.
Лампочка.Ах, я несчастная… Меня все забыли, бросили, оставили….
я жила в доме с большой и дружной семьей: девочка Аня, мальчик Ваня, их
мама и папа, бабушка и дедушка. Но меня-то они очень обижали…
- Девочка Аня ходила в детский сад и была ужасная трусиха.
Воспитатель.Дети, как вы думаете, за что могла лампочка обижаться
на девочку Аню? (Девочка Аня боялась темноты, не выключала свет в
комнате даже днем).
- Ребята, а из вас кто-то боится темноты? Что может быть страшного в
темноте? (Можно упасть, удариться, пораниться; можно испугаться
незнакомого предмета и т.д.)
- Давайте попробуем представить себя на месте этой девочки.
поиграем в игру «Темная комната».
Цель:развивать умение узнавать знакомые предметы в затемненном
помещении; стимулировать развитие зрительного и тактильного восприятия,
развивать умение соотносить схематичное изображение с предметом.
Игровые действия: узнать предмет на ощупь и назвать его.
Воспитатель.Иногда случается авария на электростанции, обрыв
электролинии. Людям в домах приходится что-то делать в темноте.
Например, найти свечку, спички. А вы когда-нибудь пробовали вечером
выключить свет во всем доме? Что вы чувствовали? что делает человек в
таком случае?
ДетиСразу становится темно, неуютно и даже немного страшно.
Ходить приходится, вытянув руку перед собой, чтобы не наткнуться на
мебель, словно вы ослепли! Даже когда глаза привыкают к темноте, вы не
можете найти любимую игрушку, читать, рисовать, спотыкаетесь там, где
днем никогда бы не оступились... Хочется поскорее включить свет.
Воспитатель. Представьте, что вы оказались в темной комнате. Вот
эта коробка для ваших рук – большая темная комната. Там находятся разные
предметы.
- Каждый из вас получает карточку, на которой изображен один из
предметов. Вам надо найти на ощупь такой же предмет в этой «темной
комнате».
Воспитатель.Ребята, вижу, вы совсем не боитесь темноты! Молодцы.
Что мы можем посоветовать девочке, чтобы Лампочка не обижалась?
(Включать свет только при необходимости).
Лампочка. Ну как, ребята, удобно ли без света играть, читать,
работать? Вы поняли, для чего нужна электрическая лампа! (Она нужна
для того, чтобы давать свет везде, где находится человек, - дома, на
улице, в транспорте и других местах).
Древние люди жили в пещерах и обходились без электрического
света. Чем они освещали свое жилище? (Костром). А знаете ли вы моих
предков – чем люди освещали свое жилье в разные времена?
Воспитатель. Ребята, давайте расскажем лампочке ее историю!

Словесная игра «История лампочки»

Цель: закреплять представления детей об истории появления
электрической лампочки; стимулировать развитие связной речи.
Игровые действия: подобрать карточки в соответствии с появлением
предмета в жизни людей, составить цепочку и рассказать о предмете.
Материал: картинки для игры «История лампочки».

Ход игры.

ВоспитательЧем освещалось человеческое жилье до появления
электрического света? Вспомните свои рассказы об истории лампочки, которые
вы сочиняли вместе с родителями.
Примерные рассказы детей:
Ребенок выставляет первой картинку «солнце»: «До того, как человек
научился пользоваться огнем, единственным источником света для него
было солнце. Но когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые
хорошо видели в темноте и могли напасть на человека. Если ночь заставала
людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой».
Вторая картинка – «костер»: «Когда человек научился добывать
огонь и сохранять его, костер стал для человека и светом, и теплом в
пещере. Он горел в пещере, давая и свет, и тепло, служил защитой от
хищников».
Третья картинка – «лучина»: «Потом люди освещали свои жилища
лучинами. Это самая обычная щепка, только заостренная на конце. Обычно
лучину делали из березы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины
закрепляли, а другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает и
сильно коптит, ее надо было часто менять, следить, чтобы не случился
пожар».
Картинка «свеча»: «Из пчелиного воска люди научились делать свечи,
которые горели дольше лучины. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток.
Это очень удобное изобретение используют и сегодня в торжественных
случаях, например, в Новогодний праздник».
- Как вы думаете, чем неудобна свеча?
Дети. Ею можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит, дает
мало света.
Картинка «керосиновая лампа»: «Постепенно люди научились
добывать разные полезные ископаемые: уголь и нефть. Тогда появились
керосиновые лампы, в которых можно делать пламя сильнее или меньше по
желанию хозяина. Это было экономно и удобно. За стеклянной колбой пламя
становилось безопасно».
- Удобной ли была керосиновая лампа? Почему?
Дети. Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в нее постоянно
надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу,
керосин разливался, и вспыхивал огонь.
Картинка «электрическая лампочка»: «Когда человек узнал об
электричестве, он придумал электрическую лампочку. Она и сейчас
освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников – какие вы знаете? (Люстры, бра, настольные лампы,
торшеры).
Лампочка. Спасибо, ребята, мне так приятно вас слушать! вы,
оказывается, знаете обо мне немало…
Воспитатель. Что же опять загрустила?
Лампочка.Многие люди знают об электричестве, о моей истории, но…
не жалеют меня, не умеют правильно пользоваться. Вот например, у
мальчика Вани было очень много игрушек на батарейках. Но он их все
разломал…
Воспитатель. За что лампочка могла обидеться на мальчика Ваню?
(Когда его не видели родители, Ваня выкручивал из игрушек все лампочки).
Ребята, почему нельзя этого делать? (Портится игрушка, лампочка может
испортиться, разбиться, это действие опасно для детей и т.д.).
- Где еще мы можем встретить лампочку?

Игра «Где живет Лампочка?»

Цель: закреплять представления детей об электроприборах,
стимулировать развитие связной речи.
Игровые действия: выбрать картинки с изображением предметов, у
которых имеется лампочка, обозначить место ее на предмете с помощью
маленького символа, объяснить ее назначение.
Материал: картинки с изображением разных предметов; красный
картонный кружочек.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель.Найдите на картинках только те предметы, в которых
может быть электрическая лампочка. Обозначьте эту картинку красным
кружочком. Объясните, для чего в этом предмете нужна электрическая
лампочка.
Картинки: холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос,
шуба, телефон, ваза, кухонная плита, книга, утюг, ковер, игрушки на
батарейках, фонарик, компьютер, аудио магнитофон, радиоприемник,
проигрыватель, прибор сигнализации, миксер и др.
Воспитатель. Лампочка – необходимый элемент любого
электроприбора.
ЛампочкаМама в этой семье целый день трудится на работе, а чем же
ей приходится заниматься еще и дома? (Стирает, готовит еду, убирает, шьет
и т.д.)
Воспитатель. За что могла Лампочка обидеться на маму Ани и Вани?
(Включено одновременно электроприборов)
Лампочка. Ребята, как вы думаете, всегда ли надо пользоваться
электроприбором в быту? Можно ли использовать механические приборы?
Почему?
Воспитатель. Дорогая Лампочка, мы сейчас поиграем с ребятами в
игру «Найди подходящие предметы», в которой можешь участвовать и ты!

Игра «Найди подходящие предметы»

Цель: закреплять представления детей о способах действия с
различными электрическими приборами, стимулировать развитие
мыслительных логических операций, связной речи.
Игровые действия: команда «Хорошо» называет положительные
стороны использования того или иного бытового прибора. Команда «Плохо»
находит отрицательные моменты в использовании того же прибора.
Материал: картинки с изображением разнообразных бытовых
приборов и аналогичных бытовых предметов.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель. Выберите из набора картинок пары предметов,
подходящих друг другу по действию. Например, миксер электрический,
миксер механический, венчик.
Пылесос – выбивалка, веник;
Хорошо Плохо
«Пылесос»
Чистит быстро, легко, собирает
мусор и пыль внутрь в специальный
мешочек
Тратит электроэнергию, шумит,
без электричества не работает
«Веник, выбивалка»
Не тратит электроэнергию требуется сила человека,
много движения, пыль и мусор летят
в разные стороны, громкий звук
ударов по ковру мешают другим
людям ит.п.
Так далее:
Холодильник – кладовка, погреб;
Электрочайник – обычный чайник;
Стиральная машина - стиральная доска и таз с водой;
Посудомоющая машина – кухонная раковина;
Тостер – сковорода – мангал для костра и т.д.
Воспитатель. Теперь вы поняли, какое огромное значение имеет
лампочка в нашей жизни? Без нее весь мир стал бы темным и мрачным.
Чтобы наш мир освещало электричество, мы должны относиться к нему
бережно, экономно, быть внимательными, вовремя выключать свет и
электроприборы, чтобы не тратить зря электроэнергию.
ЛампочкаПапа в этой семье не любит чинить домашние
электроприборы. В кладовой их накопилось множество.
Воспитатель. Ребята, поможем ему «починить» все приборы?

Игра «Выложи из палочек»

Цель: Упражнять детей в самостоятельных поисках путей составления
фигур на основе предварительного обдумывания хода решения.
Игровые действия: составлять из счетных палочек контур предмета в
соответствии с предложенным силуэтом, высказывать предположения по
преобразованию фигуры.
Материал: наборы счетных палочек.
Ход игры.
Воспитатель. Рассмотрите картинку – на что это похоже? (Это
лампа). Папа этих детей никак не может отремонтировать эту лампу.
Помогите ему правильно расположить элементы из счетных палочек.
(Выполняют вместе).
- Сейчас каждый из вас может выбрать себе понравившуюся лампу. Показывает силуэты разных видов ламп:
- Назовите их.
Дети. Торшер, бра, люстра, настольная лампа, фонарь и др.
Воспитатель. Каждый из вас выбрал один из этих силуэтов. Решите
сначала, из каких геометрических фигур он состоит? затем самостоятельно
выложите такую же лампу из счетных палочек.
Лампочка. Молодцы, ребята! Какие разные и красивые лампы у вас
получились! Среди них есть и новые – экономичные лампочки. А вот
дедушка и бабушка Ани и Вани не меняют старые лампочки накаливания на
новые энергосберегающие.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему? Вспомните, как мы с
вами в проекте исследовали отличия обычной лампы накаливания и
энергосберегающей. Давайте попробуем убедить дедушку и бабушку ребят в
необходимости заменять старые лампочки.

Игра «Закончи предложение»

Цель: закреплять представления детей о способах экономии
электроэнергии; стимулировать развитие логического мышления, связной
речи.
Игровые действия: придумывать разнообразные ответы на заданный
вопрос, заканчивать предложение, начатое педагогом.
Материал: конверт, карточки с вопросами, незаконченными
предложениями.
Ход игры.
Воспитатель. У меня конверт от бабушки и дедушки с вопросами.
- Новая энергосберегающая лампочка лучше, потому что … (Светит
дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, меньше
отрицательного воздействия на природу и т.т.)
- Папа с мамой заменили старые лампочки энергосберегающими,
потому что……..
- Выходя из комнаты надо выключать свет потому, что ……..
- Электроэнергию надо беречь, так как …………….
- Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому
что….
- Если не выключать свет днем и ночью, то…..
- Если во всем доме вдруг погасли электрические лампочки, то…
- Фонари на улице перестали светить, поэтому….и т.д.
Лампочка.Вы, ребята, молодцы!
Воспитатель.Ребята, мы можем передать этой семье наши памятки,
как обращаться с электроприборами, как беречь электроэнергию, которые вы
изготовили вместе с родителями: «Уходя, гасите свет!», «Берегите
электричество!», «Сделайте правильный выбор!», «Не освещай пустые
комнаты!», «Не включай одновременно много электроприборов!» и др.

Словесная игра «Рифмовки»

Цель:активизировать знания детей о бережном отношении к
электроэнергии, стимулировать развитие речи, упражнять в подборе
рифмованных фраз.
Игровые действия: подбирать рифмы к предложенным словам,
создавать стихотворные строчки, тексты.
Ход игры.
Воспитатель.Ребята, сейчас мы поиграем со словами – будем
придумывать стихотворения об электроэнергии. Сначала поупражняемся в
подборе рифмованных слов:
- свет - …. совет, нет, привет, ответ;
- трудно – … неуютно;
- темно - …тяжело;
- экономить будем - …знайте, люди;
- беречь - … не жечь,
- отключать - … проверять и т.д.
Воспитатель. Постарайтесь, чтобы стихи получались не только
поучительные, но и веселые! Вот как, например, такой:
Воспитатель.Продолжить эту игру вы можете дома с родителями.
Все ваши стихотворения мы соберем в книжку-малышку!
Необходимо с детства
Привыкнуть свет беречь,
По пустякам в квартирах
Лампочки не жечь
Примерные стихотворения, сочиненные детьми и родителями:
***
Все взрослые детям твердят: «Ток - не шутка!»
А сами не могут прожить не минутки.
Плита не готовит, машина не шьет,
Стиралка уперлась – белье не дает.
Без тока не хочет работать утюг,
Электроприборы погасли все вдруг.
Смотрю, холодильник заплакал и сник,
И мясо, и куры пропали все вмиг.
Люди, берегите электричество!
Не тратьте его зря!
Ведь без электричества, поверьте,
Нам нельзя! (Ландо А.)
***
Зимой мы клеим окна,
Чтоб сохранить тепло,
Мы выключаем свет,
Когда солнышко взошло.
И чтоб вода из крана
Не вытекала зря,
Мы закрываем краны,
С водичкой мы друзья! Денисова А.
***
Приборы электрические надо отключать,
При выходе из дома розетки проверять.
Ведь свет - источник радости, уюта и тепла,
Электроэнергия всем жителям нужна. Асаевич А.
***
Берегите электроэнергию!
Знает каждый, стар и мал,
Очень много ток нам дал:
Каждый вечер на планете
Много лампочек нам светят. Качук А.
***
Плохо будет нам без света –
Каждый взрослый знает это,
И малыш об этом знает,
А стих наш напоминает:
Свет зазря не нужно жечь,
Очень важно свет беречь! Черепанов Д.

Игра-фантазирование «Как беречь электроэнергию?»

Цель: закреплять представления детей о способах бережного
отношения к электроэнергии, стимулировать развитие связной речи.
Игровые действия: выбрать картинки героев, придумывать рассказ,
опираясь на план-схему.
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, вы уже знаете, как важно уметь беречь и
экономить электроэнергию. Но об этом еще не знают ребята из других групп,
садов. Сейчас мы с вами попробуем придумать разные интересные истории
на эту тему.
- Каждая микрогруппа выберет себе картинки, которые станут героями
вашей сказки.
- При составлении рассказа, сказки вы можете пользоваться планом-
схемой:
Примерный план-схема:
1. Когда? картинка - «часы»
2. Где? картинка - «глобус»
3. Кто? картинка – «силуэт человека, животного»
4. Что делал? картинка – «кисть руки с инструментом»
5. Что было дальше? картинка – «пунктирная стрелка вправо»
6. Что в итоге получилось?
картинка – «стрелка вправо с вопросительным знаком»
  
 «Сказка о добром троллейбусе»
Однажды в маленьком городе жил-был троллейбус. Каждое утро
развозил он людей на работу, в школу и по другим делам. Работал он
старательно, крепко держался своими руками-штангами за провода, по
которым бежал ток. Часто проезжая по городу, он видел, как у заправок
выстраиваются огромные очереди из машин, автобусов, мотоциклов, чтобы
подкрепиться. Троллейбус радостно думал: «Как хорошо, что моя еда всегда
со мной. От нее не пахнет, и она приятно вливает в меня силы». Наступил Новый год. Весь город расцвел иллюминацией: зажглись гирлянды на елках, на всех домах сверкали и переливались разноцветные лампочки, вдоль проспектов горели яркие цветные фонарики. Люди в своих квартирах включали свет во всех комнатах, ожидая прихода Деда Мороза. Троллейбус ездил по сверкающему городу, ему было весело и радостно. Вдруг он почувствовал, что все силы медленно, по капле выходят из него, а прилива новых нет!!!
«Что случилось? Где мои силы? Где моя еда?!!!» А случилось вот что:
город съел всю электроэнергию! Берегите электроэнергию!!! (Кульков Дима)
 
«Сказка о роботе Электронике»
Жила-была маленькая девочка с мамой и папой. Папа девочки
работал инженером-конструктором.
...Однажды вечером он привез огромную коробку. Папа сказал: «Дочка,
в нашем конструкторском бюро сделали робота Электроника. Он умеет не
только ремонтировать электроприборы, но и следить за экономией
электроэнергии. Проверим, как он работает! Электроник следил за всеми электроприборами. Он сразу починил все розетки, исправил пылесос, который вот уже две недели не работал, отрегулировал телевизор, поменял все лампочки. Мама была просто счастлива. А Электроник не переставал трудиться, он следил за порядком: вот папа не выключил в туалете свет, вот мама забыла, что у неё на плите стоит кастрюля и она уже целый час разговаривает по телефону со своей подругой. И Электроник тут же подает сигнал. Прошел месяц. Электроник стал незаменимым помощником для этой семьи. А когда мама заполняла книжки по оплате за квартиру и свет, то обнаружила, что в этом месяце за свет платить стало меньше, потому что Электроник помог экономить энергию.
Вот такой чудесный робот живет в этой семье. (Щуревич Влад)
 
Электрическая лампочка.
Однажды на заводе родилась электрическая лампочка. Её завернули в
удобную коробочку и отправили в магазин. На прилавке она долго лежала и
ждала, когда ее купят. Ей было уныло и скучно, а ведь раньше она мечтала
дарить свой яркий свет людям. И вот однажды в магазин пришел дедушка и купил лампочку. Принес её в детский садик и вкрутил в большую светлую люстру. И лампочка зажглась! Всё вокруг засияло, засверкало и стало так радостно всем! Детишки смотрели и восхищались её ярким светом. С тех пор лампочка каждый день наблюдает, как играют, резвятся и занимаются ребята группы «Фантазеры».
А ребята не забывают, что когда на улице светло лампочке надо отдыхать.
Так мы сократим расход энергии, сбережем нефть, уголь и газ, добытые
очень тяжелым трудом! (Черноусик Каролина)
О том, как Катя перестала бояться темноты…
В одном доме в очень красивой люстре жила-была электрическая
лампочка. В этом доме жила маленькая девочка. Её звали Катя. Катя очень
боялась темноты и поэтому, никогда не выключала свет. Лампочка долго горела и очень грустила, что она не имела возможности отдохнуть. Девочка пожалела лампочку и купила ей подружку. И в комнате стало светло!
Но вот однажды в детском садике Катя узнала, что очень важно беречь
электричество! Она сказала маме, что больше не будет бояться темноты, а
во время игр вечером одна из лампочек будет отдыхать.
ДАВАЙТЕ ВСЕ ВМЕСТЕ БУДЕМ БЕРЕЧЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ!!!
Его Величество Выключатель
Жил-был его Величество Выключатель. Он помогал людям выключать и
зажигать свет. Люди привыкли к нему и перестали его замечать. За то, что люди сильно хлопали по кнопкам, Выключатель обиделся и перестал включать свет. Всем стало темно и страшно и тогда все поняли, какой он важный и попросили у него прощения. Его Величество Выключатель был добрый и долго не мог злиться – он простил людей и опять начал работать. Всем стало светло и радостно!
ДАВАЙТЕ БУДЕМ БЕРЕЧЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ! (Асаевич Алеша)
 
Наш друг – электрический ток!
Живет с нами рядом наш друг и помощник – электрический ток. Никто не
в силах при встрече пожать ему руку для приветствия, на «Здравствуй» он
моргает огоньком. Нам без тока было бы очень плохо. Электрический ток
всем помогает: маме стирать в стиральной машине, папе, с помощью
электроинструмента, сделать небольшой ремонт. От тока включается и
работает компьютер и телевизор. Если вдруг всей семье захотелось
отдохнуть за чашкой чая – очень быстро согревается вода в электрочайнике.
В холодильнике долго остаются свежими продукты.
А как бы мы жили без света?! Наша жизнь была бы скучной и темной.
Спасибо тебе, незаметный наш друг! (Денисова Алиса)
Сохранить тепло в доме - беречь энергоресурсы страны
(исследовательская деятельность)
Цель: воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Развивать умения детей работать с флюгером, компасом,
термометром. Работать над развитием логики, мышления.
Оборудование: флюгер, компас, термометр, бумага, фломастеры,
ножницы.
План работы
I. Исследовательская деятельность «Что такое электричество?»
Воспитатель. Ребята, Электроша прислал нам интересные вещи для
опыта. Что это? (Одежда). Назовите предметы одежды, из какого материала
эти предметы сделаны?
- Кто из вас хочет примерять эти наряды Электроши?
- Сделаем круг. Ребята, которые одеты в шерстяные и синтетические
вещи Электроши, становятся в центр.
- Сейчас погаснет свет. Дети в центре круга начнут снимать с себя
одежду Электроши. Остальные внимательно смотрят и слушают.
- Кто что увидел? (Искры). - Кто что услышал? (Треск).
- Знаете, что происходило? Когда дети снимали эту одежду, в
результате трения возникло электричество. Поэтому вы видели искры и
слышали треск. Какое явление природы это вам напоминает? (Гром и
молнию).
II. Исследовательская деятельность «Волшебная палочка»
Воспитатель. Возьмите в руки стеклянную палочку. поднесите ее к
бумажным человечкам Электрошкам: что происходит? (Ничего. Электрошки
не двигаются).
- А теперь возьмите лоскутки шерстяной или шелковой ткани, натрите
ими палочки. Опять поднесите палочку к бумажным человечкам
Электрошкам: что происходит? (Человечки стали двигаться, тянуться к
палочке).
- Как вы думаете, почему Электрошки начали двигаться? в результате
трения стеклянной палочки о ткань появляется электричество.
Наэлектризованная палочка притягивает к себе человечков.
III. Исследовательская деятельность «Чудо-расческа»
Воспитатель. Возьмите свои расчески, поднесите к своим волосам, к
бумажным человечкам Электрошкам: что-то происходит? (Ничего не
происходит).
- Расчешите свои волосы. Снова поднесем расчески к своим волосам,
к человечкам: что вы видите? (Волосы притягиваются к расческам,
Электрошки тоже притягиваются к расческам).
- Почему это произошло? В результате трения расчески о волосы
появилось электричество, которое и притягивает бумажных человечков.
IV. Исследовательская деятельность «Шары Электроши»
Воспитатель. Ребята, надуем разные воздушные шары, которые нам
прислал Электроша. Попробуем сделать из них пары: приставим друг к другу.
Шары держатся друг за друга? (Нет, ничего не получается, шары
разлетаются, падают).
- Сейчас станьте в пары. Потрите свои шары о свои волосы и
поднесите к шарику друга: что происходит? (Шарики притягиваются и
держатся друг за друга). Повторим опыт и поднесем шарики к двери, стене,
дверце шкафчика: что происходит? (Шарики прилипают к ровным
поверхностям этих предметов).
- Почему это произошло? В результате трения шарика о волосы
появляется электричество, которое притягивает шарик к другим предметам.
V. Исследовательская деятельность «Секреты батарейки»
Воспитатель. Посмотрите на эту большую электрическую лампочку.
вспомните и назовите, из чего она состоит? (Внутри лампочки тонкие ниточки
проволоки, которые соединяются металлической спиралью, по ним движутся
электрические заряды).
- Возьмите в руки маленькие лампочки из фонариков. Посмотрите, что к
ножке (цоколю) лампочек припаяны два проводочка. как вы думаете, почему
именно два провода?
- Посмотрите на батарейке есть значки «+» и «-». Чтобы лампочка
загорелась, ее провода нужно соединить с этими клеммами на батарейке. Лампочка загорается. Значит, по одному проводку бегут положительные
заряды, а по другому – отрицательные.
- Выберите батарейки из набора предметов в коробке. Посмотрите,
какие разные у вас батарейки: круглые, плоские, толстые и тонкие,
маленькие и большие… Найдите на каждой значки «+» и «-». С помощью
этих знаков мы будем знать, как вставлять батарейку в электроприбор.
to top button