Конспекты занятий

меню раздела

Занятие для старшей группы
по образовательной области «Ребёнок и природа»

"АФРИКА,  АХ  АФРИКА!"

Задачи:
    развивать монологическую и диалогическую речь, логическое мышление, зрительную память;
   систематизировать представления воспитанников о животных жарких стран, их отличительных особенностях;
   совершенствовать умение группировать объекты по месту их обитания, по способу питания;
    воспитывать бережное отношение ко всем живым существам, к их среде обитания.
Материалы и оборудование: карта, картинки с изображением животных жарких стран, животных средней полосы, лампа, верблюжье одеяло, стаканчики с песком, фломастеры (с одной стороны острый конец, с другой – кусок поролона).                   
Ход занятия:
Вступительная часть
1. 1. Организационный момент
- Ребята, мы сегодня с вами побываем в одном очень интересном месте. А для того чтобы узнать куда мы с вами отправимся вам надо послушать стихотворение и вы всё сами узнаете.
Где-то в джунглях, на лианах,
Где-то с южной стороны
Обитают обезьяны,
И жирафы, и слоны.
Где в речушке серебристой
Бегемоты сладко спят,
Разрисованные птицы
Цветом радуги летят.
Африка, Африка,
Сказочные страны,
Африка, Африка,
Жаркий небосвод,
Африка, Африка,
Сладкие бананы,
Потому что в Африке
Лето круглый год!
- Ребята, так куда мы с вами отправляемся? Правильно, в Африку.
2.1.         Беседа об Африке
- Вот посмотрите, на карту (демонстрация) это Африка. Скажите, каким цветом она обозначена на карте? Почему именно жёлтым? Правильно, большая часть территории Африки покрыта песками. Скажите, какие деревья и цветы растут там? А почему там так мало растений? А кто живет там их животных и птиц? Молодцы.
2.2. Дидактическая игра «Выбери животных жарких стран»
Задачи: формировать умение группировать объекты по месту их обитания.
- Тогда, вам первая игра. Перед вами разложены картинки с изображениями разных животных. Вам необходимо собрать только животных, обитающих в жарких странах.
-Назовите, ребята ваших животных. (Ответы детей). Скажите, а чем питаются львы, слоны, жирафы, тигры. Правильно, слоны, жирафы едят листья, траву, кору, эти животные называются травоядные. А вот львы, тигры едят мясо, их называют хищниками.
2.3. Дидактическая игра «Хищники - травоядные»
Задачи: формировать умение группировать объекты по способу питания..
- Давайте, разложим наши картинки на два стола. (На красном столе – хищники, на зелёном – травоядные). Молодцы!
2.4. Игровое упражнение «Угадай по описанию»
Задачи: формировать умение отгадывать объект по описанию.
 - Ребята, а сейчас я хочу рассказать вам об ободном животном. Слушайте внимательно. Это домашнее животное. Оно живёт в жарких странах. У него есть два горба. Кто это? Правильно. Это верблюд. Ребята, представляете, верблюд благодаря своим горбам может целую неделю не есть и пить.
2.5. Опыт «Почему верблюду не жарко»
-Дети, а хотите узнать, почему верблюду не жарко? Посмотрите, вот это лампа, представьте, что это солнце. Подставьте свои ладошки под солнце (лампу). Горячо? А теперь возьмём верблюжье одеяло (педагог демонстрирует одеяло и объясняет, из чего оно сделано). Педагог накрывает ладошки детей одеялом. Скажите, а теперь вы чувствуете тепло от солнца (лампы). Вот так шкура верблюда защищает его от палящих солнечных лучей.
2.6. Опыт «Почему копыта верблюда не проваливаются в песке»
- Дети, а хотите узнать, почему копыта верблюда не проваливаются в песке? Тогда возьмите палочки фломастера. (Педагог подготавливает заранее фломастеры, где с одной стороны фломастер острый, а с другой – вставлен кусочек поролона.) Возьмите стаканчики с песком, представьте, что это пустыня. Нажмите на песок острым концом, что происходит. Правильно, фломастер проваливается. А теперь нажмите на песок другой стороной фломастера. Что происходит? Правильно, вот копыта верблюда, благодаря своим подушечка и не проваливаются в песок. Вот как много мы сегодня с вами узнали нового.
3. Рефлексия
 
Конспект занятия для средней группы
по образовательной области «Ребёнок и природа»
"ДОКТОР  АЙБОЛИТ  СПЕШИТ  НА  ПОМОЩЬ"
 
Цель: Формировать представления о разнообразии животного мира на Земле.
Задачи:
üразвивать познавательный интерес к объектам живой природы, диалогическую речь, зрительное внимание;
üформировать представления о типичных обитателях разных климатических зон;
üформировать умение отгадывать животное по отличительным признакам;
üформировать умение соотносить изображение животного с контурным изображением;
üвоспитывать сопереживание к живым существам.
Материалы и оборудование: Игрушки (белый медведь, пингвин, верблюд), лампа, одеяло, песок, фломастеры, карточки с контурным изображением животных жарких стран, кукла доктора Айболита.
Ход занятия
1.     Игровая ситуация
Педагог приносит музыкальную книгу, в книге находит письмо.
-Ребята, это письмо от директора сказочного зоопарка. Случилась беда. В зоопарке заболели звери. Нам нужно срочно придумать, как помочь медвежонку, львёнку, слонёнку. Ребята, как вы думаете, кто может вылечить сказочных зверей? Кто в сказках помогает животным? Конечно, это доктор Айболит.
-Ребята, мы должны позвать на помощь доктора Айболита. Но где же его искать? Ведь он лечит зверей по всему миру.
- Знаете, в новостях по телевизору я слышала, что Айболит был в лесу. Давайте отправимся за ним в лес, может он ещё там. (Дети становятся в круг).
2. 1.Игра-имитация
2.2. Игра «Теремок»
Задачи: закрепить представления о диких животных средней полосы.
Дети ходят по кругу.
- Стоит терем-теремок, он не низок не высок… А живут в теремке только дикие звери. Я лиса, а ты кто? (дети по очереди называю знакомых животных средней полосы. Кто правильно назвал, становиться в круг).
-Так, посмотрим, здесь ли Айболит? (Нет). Ребята, его здесь нет. Может быть он в жарких странах? Давайте отправимся на Север и посмотрим.
2.3. Игра-имитация «Самолет»
2.4. Игра «Угадай по описанию»
Задачи: формировать умение детей отгадывать животное по отличительным признакам с опорой на схему.
Педагог с опорой на схему описывает животных (пингвин, белый медведь). После того, как дети отгадали животное, педагог раскрывает «сугроб» и достает спрятанную игрушку.
-Так, посмотрим, здесь ли Айболит? (Нет). Ребята, его здесь нет. Может он в другом месте? Давайте отправимся в Африку и посмотрим. Раз-два-три, паровозик нас вези!
2.5. Игра-имитация «Поезд»
2.6. Опыт «Почему верблюду не жарко»
         - Вот мы с вами и в Африке. Посмотрите, кого мы тут встретили? (верблюд).
-Ребята, а хотите узнать, почему верблюду не жарко? Посмотрите, вот это лампа, представьте, что это солнце. Подставьте свои ладошки под солнце (лампу). Горячо? А теперь возьмём верблюжье одеяло (педагог демонстрирует одеяло и объясняет, из чего оно сделано). Педагог накрывает ладошки детей одеялом. Скажите, а теперь вы чувствуете тепло от солнца? (лампы). Вот так шкура верблюда защищает его от палящих солнечных лучей.
2.7. Опыт «Почему копыта верблюда не проваливаются в песке»
- А хотите узнать, почему копыта верблюда не проваливаются в песке? Тогда возьмем палочки фломастера. (Педагог подготавливает заранее фломастеры, где с одной стороны фломастер острый, а с другой – вставлен кусочек поролона.) Возьмем ящик с песком, представим, что это пустыня. Нажмем на песок острым концом. Что происходит? Правильно, фломастер проваливается. А теперь нажмем на песок другой стороной фломастера. Что происходит? Правильно, вот копыта верблюда, благодаря своим подушечкам и не проваливаются в песок. Вот как много мы сегодня с вами узнали нового.
2.8. Дидактическая игра «Чей силуэт?» (подгрупповая форма)
Задачи: формировать умение соотносить изображение животного с контурным изображением.
         - Ребята, а чтобы узнать, кто же еще живет в Африке, мы разделимся на 2 команды. Детям предлагается соотнести контурное изображение животного с соответствующей картинкой. Во время выполнения задания педагог подходит к детям и предлагает назвать животных.
2.9. Музыкальная игра-имитация «Жирафы, зебры и слоны…»
Задачи: закрепление представлений детей о животных жарких стран, их характерных особенностях.
Дети под музыку выполняют движения по образцу педагога, имитируя животных (зебра, слон, жираф)
2.10. Сюрпризный момент (Появляется кукла).
-Здравствуйте, ребята. Что у вас произошло?
Давайте расскажем Айболиту, где мы побывали, пока его искали…
-Ребята, ведь Айболит сказочный герой? Давайте мы сделаем сказочный ковёр - самолёт, чтобы доктор быстрее помог больным животным.

3. Анализ работы детей на занятии. Обыгрывание ситуации. Рефлексия.

Занятие для средней группы

по образовательной области «Ребёнок и природа»

"ЦВЕТЫ"

Задачи:
Обобщить представление детей о цветах как растениях, их разнообразии через:
формирование умений самостоятельно составлять описательные рассказы, образовывать форму множественного числа существительных в именительном и родительном падежах с использованием схем;
побуждение к активному поиску правильной формы слова во время анализа, синтеза, сравнения;
обогащение словарного запаса по теме;
заучивание стихотворения с использованием картинок-символов;
Развивать темпо-ритмическую сторону речи через формирование умения выполнять спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох с речевым сопровождением.
Оборудование:
Предметные картинки по теме «Цветы», картинки-символы для описания цветов и заучивания наизусть стихотворения, картинки-схемы для образования формы множественного числа существительных, разрезные картинки.
Магнитофон, электронные носители.
I.​ Начало занятия
Организационный момент
Воспитатель приглашает детей в страну цветов. Обращает внимание на красивую, наполненную чудесными ароматами волшебную цветочную полянку.
В. – Дети, послушайте, какая звучит чудесная музыка. Давайте соберем цветы. Что у каждого из вас в руках? А если цветов много?
Д. – Букет.
В. – Посчитайте, сколько цветов в моем букете?
Д. – Один цветок, два цветка…
В. – Что можно сказать о цветах? Все ли цветы в букете одинаковые?
Д. – Нет, они разные.
В. – Как называется каждый из них?
Д. – У меня тюльпан. У меня роза…
В. – Вам нравятся цветы. Почему они вам нравятся?
Д. – Цветы красивые, приятно пахнут…
II.​ Ход занятия
Дыхательная гимнастика с речевым сопровождением (вдох носом, выдох ртом).
В. – Цветы можно понюхать.
Д. – Ах!
– Ах, как пахнут!
– Ах, как пахнут цветы!
– Ах, как хорошо пахнут цветы!
– Ах, как хорошо пахнут красивые цветы!
Игровое упражнение: «Назови, из каких частей состоит цветок».
В. – Дети, найдите на картинках цветы, которых не было в нашем букете, назовите их.
В. – Давайте рассмотрим цветок, назовем его части.
Д. – Серединка, лепестки, стебель, листочки, корень...
Игровое упражнение: «Составь цветок».
В. – Дети, у вас на столе лежат конверты, а в них – задание. Это части каких-то картинок.
Д. – Это части цветов.
В. – Надо составить эти части так, чтобы получился целый цветок. Какой цветок получился у каждого из вас?
Д. – Роза, ромашка, тюльпан, василек, ландыш, колокольчик...
Составление описательных рассказов о цветах по предложенной схеме.
Воспитатель предлагает детям описать цветок по предложенной схеме (как называется цветок, какие у него лепестки (цвет, размер), листья (цвет, размер, форма), какой стебель, где он растет, какого ухода требует…).
Например: это тюльпан. Лепестки у тюльпана красивые, крупные. Листья – светло-зеленые длинные, продолговатые. Стебель – толстый, сочный. Тюльпан растет в саду. Это очень красивый садовый цветок. Тюльпаны бывают разного цвета: белые, красные, полосатые, даже черные…
Игровое упражнение «Сравни цветы».
В. – Давайте попробуем сравнить два разных цветка, используя маленькое слово «а» (дети составляют по одному предложению по цепочке). Например:
– Это роза, а это ландыш.
– Лепестки у розы красные крупные, а у ландыша белые мелкие.
– Листья у розы темно-зеленые круглые, а у ландыша светло-зеленые овальные.
– Стебель у розы длинный колючий, а у ландыша тонкий, короткий.
– Роза растет в саду – это садовый цветок, а ландыш в лесу – это лесной цветок.
Физкультурная минутка с речевым и музыкальным сопровождением.
 Наши алые цветки распускают лепестки
(дети поднимают руки вверх и в стороны, медленно разжимают пальцы из кулачков)
– Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
(дети покачивают кистями рук вправо и влево)
– Наши алые цветки закрывают лепестки
(медленно сжимают пальцы в кулаки и опускают руки)
– Головой качают, тихо засыпают
(дети качают головой вправо и влево, приседают, «засыпают»).
Работа со схемой на отработку навыков образования множественного числа существительных.
Воспитатель представляет схему и предлагает образец выполнения задания. Например: ромашка – одна ромашка – две ромашки – букет ромашек.
Дети по очереди выполняют задание.
Заучивание наизусть стихотворения Е.Серовой «Одуванчики».
В. – Люди любят выращивать цветы, собирать их в букеты, украшать ими комнаты, дарить друг другу. Есть много стихов о цветах. Послушайте стихотворение о цветке одуванчик.
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное
Ветерку послушное.
В. – Чтобы легче было запомнить это стихотворение, мы подберем картинки-символы к каждой его строчке.
– Какой наряд носит молодой одуванчик (желтый сарафанчик).
– Как он выглядит, когда подрастет (белое платьице).
– Какое «беленькое платьице» у одуванчика (легкое, воздушное, ветерку послушное).
В. – Попробуйте рассказать стихотворение, глядя на эти картинки-символы.
Рассказывание стихотворения детьми.
Рисование «Раскрась цветок»
В. – Я приготовила для вас подарки – цветы (раскраски), но чтобы они были красивыми цветы надо раскрасить.
Дети выполняют задание в индивидуальных тетрадях.
III. Окончание занятия (дети стоят в кругу)
В. – Дети, вспомните, о чем мы говорили сегодня на занятии?
– Что вам больше всего понравилось?
Дети оценивают свою работу, настроение, рассказывают, что понравилось больше всего.
Пожалуйста, подождите
to top button