Конспекты занятий

меню раздела

Занятие для старшей группы
по образовательной области
«Развитие речи и культура речевого общения»
"КОСМИЧЕСКОЕ  ПУТЕШЕСТВИЕ"
Задачи:
Активизировать в речи детей имена существительные (названия планет, космос, звездочет, метеориты, комета, телескоп).
Совершенствовать умение произносить звуки [л], [л'], [з], [з'], [р], [к], [д] в словах и фразовой речи, дифференцировать мягкие - твёрдые согласные.
Закреплять у детей навыки правильного звукопроизношения; умение определять место звука в словах и различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
Упражнять в умении согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.
Упражнять в чётком проговаривании слов, регулируя темп речи и силу голоса.
Упражнять в составлении сюжетного рассказа, опираясь на схему- модель.
Развивать интонационную выразительность речи, слуховое восприятие, речевое творчество детей.
Развивать мышление, внимание, память, воображение.
Содействовать воспитанию у детей нравственных качеств личности
( доброта, умение сопереживать).
Материал:
Декорация звёздного неба, макет космической ракеты, элементы костюма космонавта, конверт, схема-модель письма, карточки с картинками на определение места звука в слове (дидактическая игра «Ракета»), карточки с предметными картинками для определения твердости (мягкости) звука (дидактическая игра «Твердый – мягкий»), предметные картинки с изображением продуктов (дидактическая игра « Подбери продукт на заданный звук»), карточки с предметными картинками названия, которых похожи по звучанию (дидактическая игра «Рифмовки»), силуэты звёзд с зажимами, магнитофон, фонарик.
Предварительная работа: беседа «Воздушный транспорт», рассматривание иллюстраций энциклопедии « Космическая азбука», дидактические игры на развитие фонематического слуха, слухового восприятия, разучивание скороговорок и чистоговорок.
Ход занятия:
Воспитатель (В.). - Ребята, сегодня утром почтальон принес нам заказное письмо? (показывает).
В. - Интересно, а кто его нам прислал?
(Дети рассматривают конверт, высказывают свои предположения).
В. - Да, наверное, это письмо пришло из космоса. Давайте посмотрим, что там внутри и всё узнаем.
(Воспитатель открывает конверт, вынимает схему – модель письма, дети рассматривают).
В. - Какое необычное письмо. Наверное, это послание от жителей другой планеты, давайте попробуем расшифровать его.
(Дети высказывают свои предположения о рисунке, воспитатель обобщает).
В. - Вот мы и догадались, что это жители «Доброй планеты» просят нас о помощи. Космические пираты забрали звёзды около этой планеты и рассыпали их возле других планет. Теперь на «Доброй планете» темно и неуютно. Поможем, вернуть звёзды? Тогда отправляемся в волшебное космическое путешествие.
В. - А на чём можно полететь в космос?
(Ответы детей).
- Давайте сегодня мы полетим на ракете - в космос навстречу приключениям.
В. - А космос огромный как…(высказывания детей - как море, как небо…), холодный как…, тихий как…, красивый как…, опасный как…, волшебный как…
В. - Молодцы! Сколько интересных сравнений вы знаете о космосе.
- А сейчас приготовимся к полёту.
(Дети надевают элементы костюма космонавта)
Окрашен космос в тёмный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Там нет земной голубизны,
Там виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И солнце и луна,
Вы готовы?
Дети: Да!
В. - Занимайте свои места в ракете. Я буду капитаном, а вы моими помощниками - космонавтами. Наша ракета готова к старту.
- Перед вами бортовые компьютеры. Они помогут нам запустить реактивный двигатель. Внимание, запускаем по слову «старт». Покажите на своём компьютере, где находится звук «с» - в начале, в середине или в конце слова. Молодцы, у всех получилось, взлетаем!
(звучит музыка, дети делают пальчиковую гимнастику «Летит ракета»).
- Летит в космической дали (ладони сложены треугольником)
Стальная ракета (движения рук влево - вправо)
Вокруг земли (изобразить пальцами шар)
И хоть малы её окошки (большим и указательным пальцем сделать круг)
Всё видно в них как на ладошке: (правую ладонь приставить к голове)
Степной простор, (гладим одной ладонью другую)
Морской прибой (волнообразные движения руками)
А может быть и нас с тобой (двумя руками притронуться к груди).
В. - Вот мы и прилетели на первую планету - «Планету Незнаек»
(Воспитатель направляет луч фонарика на первую планету).
- Выходим из ракеты. Жители этой планеты всё делают неправильно, они в словах меняют один звук на другой, и поэтому ничего не понятно. Давайте поможем им подобрать слова подходящие по смыслу.
Водитель вовсе не простак -
Налил бензина полный МАК.
В. - А как правильно нужно сказать? Какой звук нужно заменить?
Дети: - Не мак, а бак, звук М на звук Б.
Сяду с книжкой на кровать, 
Поскорей начну ЧИХАТЬ (ЧИТАТЬ).
Лает из ДУДКИ (БУДКИ) собака. 
Видно, она забияка
Поцарапалась Алёнка! 
Дайте ВАЗУ (ВАТУ) и зелёнку!
РАКЕТЫ (ПАКЕТЫ) с молоком нёс Рома: 
- Скорей бы уж дойти до дома!
На почту очень я спешу -
КОНЦЕРТ (КОНВЕРТ) для писем попрошу.
В. - Молодцы, вы назвали нужные слова, и теперь на этой планете всё будет правильно.
- В благодарность жители дарят нам чистоговорку: да-да-да, горит… Какая-то незаконченная чистоговорка. Давайте мы придумаем её окончание
(Дети придумывают свои варианты).
- А теперь эту чистоговорку произнесет Арина от имени какого-нибудь животного или птицы, а мы будем отгадывать, кого она задумала.
(Ребёнок произносит чистоговорку низким, грубым голосом «как медведь» и т.д.)
- А как эту чистоговорку могут произнести жители этой планеты?
(Варианты детей).
- Жители «Планеты Незнаек» дарят нам звезды, которые забрали космические пираты, и мы продолжаем наш полёт.
В. - Садитесь в ракету. Внимание, запускаем двигатель по слову «полёт». Покажите на своём компьютере место звука «л’». Молодцы, взлетаем! (звучит музыка).
В. - А летим мы на планету «Умней-ка», жители которой всё знают и умеют. Вот мы и прилетели. Выходим из ракеты.
- Жители планеты хотят узнать, какие вы сообразительные и находчивые. Они оставили для вас задание: нужно определить первый звук в названии каждой картинки. Если звук согласный, то нужно определить какой он - твёрдый или мягкий. Если вы выделили звук, но не знаете каким цветом его обозначить - потрогайте пальчиком цветные квадраты - они вам помогут.
(Дети выполняют задание).
В. - Все вы справились с заданием - жители этой планеты тоже дарят нам звёзды для «Доброй планеты».
- Нужно лететь дальше,неизвестно что нас ждёт нас на пути- какие препятствия нам нужно предоолеть. А какими должны быть космонавты?
Дети. - Сильными и смелыми.
В. - А помогает им в этом космическая зарядка. Давайте и мы с вами сделаем такую зарядку.
(Дети выполняют движения и произносят соответствующий текст).
На Луне жил звездочёт (смотрят в «телескоп»),
Он планетам вёл учёт: (указательным пальцем «считают»),
Меркурий - раз (описать круг руками),
Венера - два (хлопок),
Три - Земля, четыре - Марс (присесть),
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн (наклон вправо - влево),
Семь - Уран, восемь - Нептун (руки вперёд, на пояс),
Девять - дальше всех Плутон (прыжок)
Тайною окутан он. (руками обвести круг).
В.- Мы так долго летели и немножко проголодались. Нужно подкрепиться, а то у нас совсем не будет сил. Девочки возьмите те тюбики с продуктами, в названии которых есть звук «Р» , а мальчики - звук «К». А потом девочки проверят своих подружек, мальчики - своих друзей.
(Дети выбирают).
В.- Подкрепились, летим дальше, занимайте места в ракете. Включаем автопилот и давайте немного отдохнём - закройте глазки и прислушайтесь, что можно услышать в космосе?
(Звучит музыка).
- Так что же вы услышали, ребята?
(Ответы детей)
- Молодцы, вот, сколько интересного вы услышали: и шум падающих звёзд, и пролетающих метеоритов ...
- А впереди нас встречает «Планета Друзей».
В. -Ребята на этой планете живёт много друзей. Но они поссорились, давайте их помирим.Нужно на ваших карточках соеденить между собой слова похожие по звучанию.
(Дети выполняют задание).
В. -А чтобы жители этой планеты больше никогда не ссорились, мы придумаем про них стихотворение.
(Дети сочиняют стихотворение-рифмовку на оределённые слова).
- Жителям планеты очень понравились стихи и они дарят нам звёзды для «Доброй планеты».
В. - А теперь мы отправляемся в полёт дальше. Садитесь в ракету. Но что-то ракета не взлетает. И тут нас ждёт испытание - нужно вспомнить знакомые вам скороговорки. (Воспитатель показывает рисунок, дети произносят соответствующую скороговорку).
А эту скороговорку мы будем произносить по-разному: тихо - громко, быстро - медленно:
Зажглась зелёная звезда
Запустят звездолёт туда!
В. - Ну вот, все системы у ракеты работают, летим дальше. А впереди совсем темно, наверное, мы приближаемся к «Доброй планете». Выходим из ракеты. Давайте возьмем наши звёздочки и вернем их «Доброй Планете» (Дети прикрепляют звезды возле планеты).
- Как сразу стало красиво и уютно!
В. - Молодцы, ребята. Мы помогли «Доброй планете». Ну, а нам нужно возвращаться на нашу планету Земля.
- Садитесь в ракету - полетели, а пока летим, давайте попрощаемся с космосом и его частичками- до свидания звезда, до свидания планета.
(Звучит музыка).
В. - Вот мы и прилетели на Землю. Выходим из ракеты. Космическое путешествие закончилось.
- Дети Вам понравилось наше путешествие?
- А что больше всего Вам понравилось?
(Ответы детей).
- А как вы думаете, правильно мы сделали, что помогли планете?
- А всегда ли нужно помогать тому, кто нуждается в помощи?
(Ответы детей).
В. - Молодцы.
Пожалуйста, подождите 

Занятие для средней группы

по образовательной области
«Развитие речи и культура речевого общения»

"ПУТЕШЕСТВИЕ  В  ЖАРКИЕ  СТРАНЫ"

Задачи:
üразвивать познавательный интерес, монологическую и диалогическую речь, логическое мышление, зрительную память;
üобобщить и расширить представления детей о животных жарких стран,
üзакреплять умение узнавать и называть их;
üзакреплять умение образовывать существительные родительного падежа;
üвоспитывать чувство симпатии и эмпатии к представителям животного мира.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, мультимедийный экран и проектор, мяч.
 
Ход занятия
1.1. Игровая ситуация
Задачи: создать положительный микроклимат в начале занятия; мотивировать детей на предстоящую деятельность.
- Здравствуйте! Ребята, к вам в гости сегодня пришли Степашка и Хрюша. (Степашка здоровается)
- Они приглашают вас отправиться в кругосветное путешествие в жаркие страны.
- Ребята, в путешествии нам пригодятся специальные предметы, а какие - вы должны отгадать.
1.2. Загадки:
Задачи: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать логическое мышление.
Слушайте первую загадку
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой,
Нам показывая страны,
Реки, горы, океаны
(глобус; педагог рассказывает, что глобус - это картографическое изображение земли).
На ладонь он ляжет весь.
Не часы — а стрелка есть.
Он в дороге пригодится,
С ним нигде не заблудиться.
(компас; педагог обращает внимание на цвета на стрелках).
Наведёт
Стеклянный глаз,
Щёлкнул раз —
И помнит нас.
(фотоаппарат; педагог рассказывает о преимуществе и гуманности фотоохоты).
- Конечно, ребята, все эти предметы нам пригодятся в пути. Итак, в путь. Ребята, я кого- то вижу. Это какое-то животное жарких стран. Попробуйте отгадать.
2.1. Дидактическая игра «Угадай по описанию» (с использование схемы)
Задачи: формировать умение отгадывать объект живой природы по описанию; формировать умение самостоятельно составлять описательный рассказ с опорой на схему.
1.Это животное ходит по земле, имеет четыре большие ноги, огромное туловище, маленький хвост, на голове большие уши и хобот, питается растениями и плодами, живет в жарких странах. Кто же это? Правильно, слон. А как вы догадались, что это слон?
2. - Кто же следующий? Он ходит по земле, у него четыре ноги, небольшой хвост, два горба, питается растениями, их корнями, живет в жарких странах. Кто же это? По какому признаку вы догадались, что это верблюд?
3.- Следующее животное - ходит по земле, у него четыре лапы, длинный хвост - на конце с кисточкой, на голове есть пушистая грива, питается мясом, живет в жарких странах.
- Правильно, это лев. Он является хищником, т.к. питается, в отличии от предыдущих животных, мясом.
4. - А сейчас, пусть кто-нибудь из вас попробует описать животное. Педагог загадывает жирафа (сказать ребенку на ухо).
- Ну что, ребята, кто же это? Правильно, это жираф. Жираф является самым высоким животным на земле. Его средний рост пять метров.
Длина шага жирафа - 6-8 метров. У него самое большое сердце из всех наземных животных.
- Вот вы и узнали кое-что новое о жизни животных жарких стран.
 
2.2. Дидактическая игра «Кого не стало?»
Задачи: формировать умение образовывать существительные родительного падежа единственного числа суффиксальным способом; развивать зрительную память.
- Смотрите внимательно на экран и запоминайте, кто на нем изображен... А сейчас, кого не стало? (На экране изображения льва, крокодила, слона, верблюда). Правильно, а сейчас? (На экране бегемот, носорог, тигр, жираф) и.д. Молодцы!
2.3. Музыкальная игра-имитация «Жирафы, зебры и слоны…»
- Ребята, пришла пора размяться, подойдите ко мне, станьте в круг... - Становитесь, друг другу улыбнитесь...
- Молодцы! Как здорово у нас получилось! Есть еще у меня игра для вас. Для этого мне нужен мяч. Ребята, у каждого животного есть детеныши.
- Сейчас я проверю, знаете ли вы их названия.
2.4. Дидактическая игра с мячом «Детёныши»
Задачи: формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательное существительное суффиксальным способом (тигр – тигренок, слон – слоненок…)
- Степашка, посмотри какие у нас умные ребята. Что-что ты говоришь? Ребята, Степашка придумал для вас еще одно интересное задание. Возвращайтесь на свои места…
2.5. Дидактическая игра с мячом «Собери разрезанную картинку»
Задачи: развивать целостное восприятие, обогащать представления о животных; воспитывать умение взаимодействовать в парах.
-Перед вами тарелочки с карточками. Ваша задача, в паре с соседом, составить картинку животного и назвать его.
- А Степашка посмотрит, как вы дружно работаете по парам. Ведь наша группа дружная, ребята? (Выполнение; воспитатель следит за осанкой, поощряет тех, кто справляется быстрей, подбадривает остальных; осуществляет индивидуальный подход к неуверенному ребенку)
- Молодцы! (Степашка хвалит детей)
3.1.Релаксационная игра «Африка»
- Ребята, а сейчас внимание на экран. Выполним с вами веселую гимнастику. Следите за изображением на экране...
3.2. Рефлексия
- Ну что ребята, понравилось вам путешествовать с Хрюшей и Степашкой? Тогда в следующий раз мы с вами отправимся в новую страну, согласны?  
Занятие для средней группы
по образовательной области
«Развитие речи и культура речевого общения»

"ВОЛШЕБНАЯ  СКАЗКА"

Задачи:
- формировать умение   детей классифицировать объекты на природные и рукотворные группы, развивать умение решать задачи с недостатком данных;
- формировать умение задавать вопросы, связанные с выяснением общих признаков объектов; развивать мыслительные операции;
- приобщать к богатству литературного наследия, воспитывать интерес к искусству слова, воспитывать умение работать в команде.
Материал:
          - Волшебная книга сказок;
         - закодированная модель сказки
Ход занятия:
1.    Вступительная часть
Музыкальное приветствие «Хэй-привет!»
Задачи: создать благоприятный микроклимат, развивать коммуникативные навыки детей.
Игровая ситуация «Зазвонил телефон».
Проблемная ситуация – Волшебная книга не открывается, а в ней находится сюрприз. Для того, чтобы книга открылась, нужно раскодировать «заколдованную фразу».
Задачи: мотивировать детей на предстоящую деятельность;   активизировать внимание детей.
2.    Основная часть
1)               Ситуативная игра «Да-нет». Дети путем сужения поля поиска разгадывают неизвестные объекты предложенной ситуации с недостатком данных:
«Однажды кое-кто попал в беду где-то, повстречал и перехитрил кое-кого и поэтому вернулся к ним» (Летом девочка попала в беду в лесу, повстречала и перехитрила медведя и поэтому вернулась к бабушке и дедушке).
Задачи: формировать умение задавать вопросы системно, целенаправленно; закрепить умение проводить классификацию, группировать объекты по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности и т. д.; активизировать мыслительные процессы детей.
2)   Анализ русской народной сказки «Маша и медведь»
Задачи: продолжать учить детей отвечать на вопросы поискового характера; учить устанавливать причинно-следственные связи; развивать диалоговую речь;
- Это народная или авторская сказка?
-Назовите мне главных персонажей сказки.
- Какая была Маша?
- Как Маша перехитрила медведя?
3)   Игра «Чудесный мешочек» -  «Из какой сказки герой?»
(детям предлагается «чудесный мешочек» с героями сказок. Детям необходимо назвать сказки, в которых присутствует тот или иной герой)
Задачи: формировать обобщенные понятия, углубить понимание значений слов, учить устанавливать ассоциативные связи.
4)   Игровые задания для детей с разным уровнем сложности (по подгруппам): «Сложи модель сказки», «Сложи предложение из слов»
Задачи: развивать логическое мышление; формировать умение последовательно выстраивать сериационный рядучить работать в команде.
3.    Заключительная часть
Анализ работы детей на занятии.
Рефлексия.
Занятие для средней группы
по образовательной области

«Развитие речи и культура речевого общения»

(составление сказки конфликтного типа с использованием «метода каталога») для детей старшей группы
Задачи:
· Учить самостоятельно определять героев сказки и цель их деятельности;
·  Учить осваивать последовательность вопросов, на основе которых можно создать сказку конфликтного типа;
·    Побуждать детей отвечать полным содержательным ответом;
·   Формировать навыки составления логически связанного текста, в котором добро побеждает зло;
·  Закреплять умение выводить жизненные правила и придумывать название сказки;
·   Развивать творческое воображение, мышление, связную речь;
·   Создавать условия для воспитания доброты, отзывчивости.
Материал:
·        Книга «В мире сказок»;
·        Пособие «Кольца Луллия» с набором карточек по сказкам;
·        Мольберты (2 шт.)
·        Листы бумаги формата А-3;
·        Аудиозапись сказки «Золушка» («волшебная музыка»);
·        Магнитофон;
Ход занятия:
Под сказочную музыку дети входят в группу. Везде развешаны картинки с изображением персонажей из разных сказок.
Игра «Теремок»
Дети идут с воспитателем по кругу.
- Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
А живут в теремке сказочные герои.
Я – Снежная королева… А ты кто?
Дети по очереди называют сказочных героев. Кто назвал, садится на стул.
- Ребята, посмотрите вокруг. Как красиво, как волшебно! Куда мы с вами попали? (в сказочную страну, в страну сказок).
- Как вы догадались? (Много сказочных персонажей).
- Что такое сказка? (1. Это выдуманный рассказ. 2. Это волшебство. 3. Где звери разговаривают. 4. Где есть превращения. 5 Сказка начинается «Жили-были…, «В некотором царстве, в некотором государстве…». 6. В сказке повторяются действия)
- Каких сказочных персонажей вы знаете?
- Каждый сказочный герой,
Может с виду и простой,
Чудным даром наделен, -
Потому, волшебник он.
Невидимкой может стать,
И по небу полетать!
Превратиться в лебедь-птицу,
А потом – в красу-девицу!
Нужен нам такой герой!
         - Ребята, а вы любите сказки?
         - Какие ваши любимые сказки?
«Кольца Луллия»
       (на одном кольце – сказочные персонажи: Колобок, Царевна-лягушка, курочка Ряба, Дюймовочка, Лисичка, Баба Яга и т.д. На втором кольце располагаются карточки с изображением места: избушка на курьих ножках, болото, дворец и т.д. На третьем кольце – волшебный предмет: стрела, яйцо, ступа, шапка-невидимка и т.д.)
          Детям предлагается раскрутить 1 кольцо и выбрать сказочного героя. Соединить место, которое выпало на 2 кольце, и придумать, что могло бы произойти с персонажем, если бы он оказался в этом месте. Затем детям предлагается самостоятельно выбрать предмет на 3 кольце, который помог бы герою, если бы он оказался в этом месте.
         Игра «Да-нет» (классификация)
Дети при помощи сужения поля поиска отгадывают задуманный воспитателем объект (книга).
         - Вы знаете много сказок. Давайте придумаем свою добрую, умную сказку. А поможет нам эта волшебная «Книга сказок».
         - Как начинается сказка? (Жили-были…)
         - А кто жил-был, мы сейчас выберем по волшебной книге. Надо закрыть глаза, сказать волшебные слова «Тили-мили-трям» и показать на какого-нибудь сказочного героя. (выбор героя по «методу каталога)
         - Это будет положительный герой.
Воспитатель зарисовывает схематично на «Волшебном треугольнике».
         - Какие поступки может совершать положительный герой?
Мы знаем, что в сказках всегда что-то происходит, герои куда-то отправляются, а им кто-то или что-то мешает.
         - Давайте в нашу сказку пригласим отрицательного героя, что бы потом с помощью волшебства он стал добрым. Закрываем глаза, говорим волшебные слова и выбираем отрицательного героя (зарисовывает на «Волшебном треугольнике»)
         - Ребята, а какой у нас будет отрицательный герой? Где он живет? Что плохого делает?
Физкультурная пауза
Дети под музыку изображают различных сказочных героев.
         - Мы придумываем волшебную сказку. А чтобы случилось волшебство, что нам нужно? (волшебный предмет).
         - А что может быть волшебным предметом? (цветок, платок, листок, фрукт…)
Выбираем при помощи Книги предмет и зарисовываем его на «Волшебном треугольнике».
         - Все герои выбраны, теперь можно начинать рассказывать сказку.
Последовательность сказки зарисовывается в таблице.
         - Интересная сказка получилась? Какие жизненные правила можно вывести из нашей сказки? Чему она учит? (быть добрым, смелым, помогать другим. Нужно знать, куда и когда ходить).
         - Давайте придумаем название нашей сказке. И вы обязательно расскажете сказку дома своим бабушкам и дедушкам, родителям. А что бы ничего не забыть, давайте вспомним правила, которые помогли сочинить сказку. С чего начиналось сочинительство?
1 шаг: Выбирали героев сказки – положительного и отрицательного.
2 шаг: Мы определили, какой наш герой по характеру, какие могут быть у него поступки.
3 шаг: Выбирали волшебный предмет, с помощью которого отрицательный герой стал добрым.
4 шаг: Мы описывали действие, которое происходило в сказке.
5 шаг: Делали вывод жизненных правил.
6 шаг: Давали название нашей сказке.
         - Ничего не забыли, молодцы! А что бы сказку было интереснее слушать, давайте нарисуем иллюстрации к ней.

         - Кому какой сюжет из сказки понравился больше всего, тот такой и нарисует. И получится у нас своя «Волшебная книга сказок». И первая сказка в ней будет….

Занятие для средней группы
по образовательной области
«Развитие речи и культура речевого общения»

"Пересказ рассказа "КАК КОЛЯ ЗАБОЛЕЛ"

Задачи:
·     Обучать детей первоначальному навыку связного высказывания с опорой на графический план.
·    Развивать память;
· Учить составлять предложения, строить их в определенном порядке, не нарушая последовательности;
· Использовать при пересказе прием прямого лексического повтора;

· Учить использовать в речи различные средства межфразовой речи.

Материал:

Карта-схема, соответствующая тексту, опорные картинки, фотография мальчика, раздаточные лабиринты по количеству детей, маркеры, шары, гуашь.

Ход занятия:
1.     Вступительная часть:
Оргмомент. – Ребята, вы знаете, у меня есть один знакомый мальчик. Его зовут Коля. Он живет в моем доме, в соседнем подъезде. Я даже принесла вам его фотографию. Вот посмотрите. Может быть, когда-нибудь Коля придет к нам в садик, и вы с ним познакомитесь. А сейчас я расскажу вам одну историю, которая произошла с Колей. А вы внимательно послушайте.
2.     Основная часть:
1)    Первоначальное чтение текста
Как Коля заболел
Однажды Коля заболел и лежал в кровати. Его кровать стояла возле окна. Вдруг в окне Коля увидел красный воздушный шар. На шаре была нарисована веселая рожица. Рожицу нарисовали Колины друзья. Ребята хотели развеселить больного товарища.
         - Интересная история произошла с мальчиком Колей? Может быть, и вы захотите рассказать ее маме или своим друзьям. А поможет нам в этом карта. Давайте попробуем составить рассказ про Колю еще раз.
     2) Пересказ по одному предложению.
Дети по очереди составляют предложения. Воспитатель побуждает детей, чтобы предложение начиналось со слова, соответствующего картинке. Новое предложение начинается со слова, которым закончилось предыдущее предложение (прямой лексический повтор).
3)    Работа с опорными картинками:
Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором расположены картинки.
- Ребята, а теперь давайте выберем только те картинки, которые рассказывают о Коле.
Дети отбирают нужные картинки. Затем одному из детей предлагается составить цепочку из картинок, в которой не нарушалась бы последовательность событий рассказа.
4)    Пересказ текста детьми (3-4 ребенка)
5)    Усложнение:
- А теперь, ребята, внимание. Картинку, на которую я прикреплю красную фишку, нужно назвать каким-нибудь другим словом. Но при этом не должен нарушаться смысл рассказа. Дети заменяют некоторые слова контекстуальными синонимами или местоимениями (Коля – мальчик; ребята – друзья Коли; на шаре – на нем).
6)    Беседа:
- Понравилась ли вам история о Коле?
- Чем вам понравились Колины друзья?
- Как вы думаете, людям нужны друзья?
- Как вы думаете, у нас в группе дети дружные?
7)    Письмо Коле:
- У нас ребята очень дружные, и я думаю, что Коля с удовольствием пришел бы к нам в садик и нашел бы себе новых друзей. А давайте мы напишем Коле письмо о том, что интересного есть у нас в детском саду. Но так как мы еще не умеем писать, то мы будем рисовать картинки.
На длинной полоске бумаги дети рисуют маркерами схему, затем объясняют, что они хотели рассказать. (Например, весело, много игрушек, играем в мяч, ходим на прогулку, строили снежную бабу и т.д.).
8)    Лабиринт:
- Только вот беда. Я боюсь, что Коля может заблудиться по дороге к нам. Давайте мы ему поможем. Вот вам картинки, а вы проводите Колю по дорожке прямо в детский сад…
3.     Заключительная часть:
Воспитатель приносит в группу много воздушных шариков и предлагает детям нарисовать на них веселые рожицы, а затем подарить шарик своему лучшему другу. Дети рисуют под музыку («Песня о дружбе»).
  
Занятие для старшей группы
по образовательной области
«Развитие речи и культура речевого общения»
"ПУТЕШЕСТВИЕ В ВЕСНУ"
 
Задачи:
Обобщить представления детей об изменениях в природе весной (в лесу, на озере, на поляне).
Воспитывать интерес и бережное отношение к объектам природы.
Развивать речь через формирование навыков:
образования форм сравнительной степени прилагательных, согласования их с существительными;
образования глаголов с приставками: -в; -у; -за; -по; -при; -пере;
согласования существительного с глаголом в единственном и множительном числе, существительного с числительным.
Развивать воображение во время создания аппликации «Скворец» из бросового материала.
Оборудование:
Изображения букв, предметные и сюжетные картинки,
Ход занятия:
I.​ Начало занятия
В-ль: Ребята сегодня мы с вами будем путешествовать. А вот куда отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Солнце ярче светит,
Дует теплый ветер,
Птицы с юга прилетели,
Звонко капают капели.
Вот и кончилась зима,
К нам опять пришла… (Весна)
Воспитатель на доску выставляет буквы. У каждой буквы есть свой номер. Обращает внимание детей на то, что надо составить из этих букв слово «весна». Номер буквы показывает, в какое окошко надо поставить букву. Получилось слово – ВЕСНА.
В-ль: Мы совершаем путешествие в весну на ковре-самолете.
Дети присаживаются на ковер.
Воспитатель:
Руки в стороны – вперед,
Отправляемся в полет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре
Прилетел наш самолет. (Имитация движений детьми)
II.​ Ход занятия
Первая остановка – лес.
В-ль: На лесной поляне много чудес.
Просыпается от спячки красавец – лес.
Беседа о лесе
Вопросы к детям:
1.​ Что можно увидеть в лесу весной?
2.​ Как встречают весну разные звери (заяц, белка, лиса, медведь)?
3.​ Как вы считаете, рады звери весне или нет?
4.​ Как называется первый весенний цветок?
5.​ Что еще интересного можно увидеть в лесу весной?
Воспитатель обобщает: много чудес принесла весна. Кто-то из вас заметил первую травку; нашел на полянке первый цветок; медведица с медвежатами вылезли из берлоги; выходит из норы барсук; у волчицы появляются волчата; зайчик и белочка меняют шубки; греется на солнышке ящерица. Хорошо весной в лесу!
Упражнения на согласование существительных с прилагательными
Задание 1. Подберите к слову «весенний» слова, например: весенний день…
Ответы детей:
– Весенний дождь (солнце, лучи, ручьи, погода, листва, цветы, месяц).
Задание 2. Продолжите предложение:
Было светло, а будет еще… светлее.
Ветер дул теплый, а будет еще… теплее.
Солнце светило ярко, а будет еще… ярче.
День был длинный, а будет еще… длиннее.
Снега мало, а будет еще… меньше.
Дети присаживаются на ковер-самолет.
Руки в стороны – вперед,
Отправляемся в полет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре
Прилетел наш самолет. (Имитация движений детьми)
Вторая остановка – озеро.
Дети рассматривают картину с изображением озера.
Вопросы к детям:
1.​ Каким озеро было зимой?
2.​ Почему озеро зимой замерзает?
В-ль: В воде живут маленькие человечки, они живут в каждом веществе. В воде они держатся за руки, а когда холодно они начинают прижиматься друг к другу; берутся за руки, и вода превращается в лед. А как только пригревает солнышко, они отпускают руки и лед превращается в воду.
В-ль: А как вы думаете, что может случиться, если солнышко будет греть днем и ночью?
Дети:
- Маленькие человечки будут отходить друг от друга, а потом вообще полетят к небу, и вода испарится.
- Могут пересохнуть реки и озера.
В-ль: А что сейчас происходит на озере?
Дети: В воде живут рыбы.
Упражнение «Один – много»
Воспитатель называет следующие словосочетания: ручей бежит, грач летит, дятел стучит, расцвел подснежник, появилась почка, прилетел аист, быстрый ручеек, маленькая капля. Дети должны проговорить эти словосочетания во множественном числе. Например, ручьи бегут и др.
Физкультминутка
Солнечные зайчики (дети хлопают)
Играют на стене (круговые вращения рук)
Поманю их пальчиком, (манят пальчиком)
Пусть бегут ко мне! (манят пальчиком)
Ну, лови, лови скорей (хлопают в ладоши)
Вот, вот, вот – левей, левей (хлопают в ладоши)
Прыг-скок, прыг-скок (прыгают дети)
Убежал на потолок (руки вверх)
Дети присаживаются на ковер-самолет
Руки в стороны – вперед,
Отправляемся в полет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре
Прилетел наш самолет. (Имитация движений детьми)
Третья остановка – луг
Детям предлагается рассмотреть картину с изображением луга.
Вопросы к детям:
¾​ Что это за цветок, который изображен на картине?
¾​ Что увидел этот цветок, когда расцвел?
¾​ Кто это ползет по травке?
¾​ Где насекомые были зимой?
Дети: Все спало, но как стало пригревать солнышко, все стало просыпаться?
Вопросы к детям:
¾​ А где были всю зиму птицы?
¾​ Какая птица прилетает первой?
Дети:
Улетают в теплые края лишь те птицы, которые питаются насекомыми.
С появлением насекомых прилетают остальные птицы.
Вопросы к детям:
¾​ А что будет, если птицы не прилетят?
¾​ А что будет, если не распустятся цветы?
Дети:
¾​ Разведется много насекомым.
¾​ Насекомые питаются листьями деревьев.
¾​ Птицы уничтожают насекомых.
¾​ Цветы нужны, чтоб насекомые могли питаться пыльцой цветов.
¾​ Если не будет насекомых, то птицам нечем будет питаться.
Словесная игра «Скворец и скворечник» (образования глаголов с приставками: -в; -у; -за; -по; -при; -пере).
Воспитатель начинает предложение, дети продолжают.
¾​ Скворец осенью на юг… улетел.
¾​ Весной с юга скворец… прилетел.
¾​ Скворец к скворечнику… подлетел.
¾​ Скворец в скворечник… влетел
¾​ Скворец из скворечника… вылетел
¾​ Скворец в лес… полетел.
Словесная игра «Что лишнее»
В-ль: Нужно выбрать лишнее и объяснить почему.
¾​ Март, апрель, май, декабрь.
¾​ Капель, сосулька, листопад, проталинка
¾​ Почка, подснежник, мороз, ручеек.
¾​ Скворец, грач, аист, снегирь.
Упражнение «Сложи скворца»
Из геометрических фигур дети складывают скворца.
Упражнение «Сосчитай до пяти»
Воспитатель предлагает детям образец словосочетаний:
Один скворец, два скворца, три скворца, четыре скворца, пять скворцов
(подснежник, ручей, грач, почка и др.).
Дети присаживаются на ковер-самолет
Руки в стороны – вперед,
Отправляемся в полет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре
Прилетел наш самолет. (Имитация движений детьми)
В-ль: Мы вернулись в детский сад. Дети, вам понравилось путешествовать? Звучит аудиозапись пения скворца.
В-ль: Как вы думаете, какая птичка так красиво поет?
Дети делают аппликацию «Скворец». На готовую деталь намазанную клеем, накладывают в определенном направлении ватные палочки, изображая перья.
III.​ Окончание занятия
Чтение стихотворения детьми С.Михалкова «Скворец».
Живет у нас под крышей
Непризнанный артист,
И целый день мы слышим
Художественный свист.
Еще в полях туманы,
Еще роса блестит,
А он, проснувшись рано,
Уже вовсю свистит.
Свистит не славы ради,
Не ради всяких благ,
А просто в небо глядя,
От сердца! Просто так!
Выводит он рулады
По нескольку минут…
Не требуя награды
За свой талант и труд.
Рефлексия.
 
to top button