Конспекты занятий

меню раздела

Цикл занятий по математике
для детей старшего дошкольного возраста
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МАТЕМАТИКИ»
 
Задачи:
1.     Познакомить со способом составления числа из двух меньших.
2.     Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа, развивать слу­ховое восприятие.
3.     Совершенствовать навыки составления и анализа арифметических задач.
4.     Формировать умение разгадывать японский кроссворд.
5.     Познакомить с картой мира.
ОБОГАЩЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ:   
1.       Задачи-иллюстрации.
2.       Японские кроссворды
3.       Карта мира.
4.       Лента времени.
 
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1. Игра «Угадай в какой руке», оформление панно: состав числа. Игра «Найди пару». Дети разбирают карточки с цифрами от 1 до 9. Их задача – найти свою пару – ребенка с числом, которого не хватает до 5, или другого числа.
2. Составление и решение арифметических задач по заданным числам, арифметическому действию, примеру.
3. Решение японских кроссвордов.
4. Внесение политической и физической карты мира. Сравнение карт. Нахож­дение условных обозначений. Определение по знакам рек, морей, гор, равнин, пустыни. Нахождение на карте мира нескольких стран.
5. Изготовление «Ленты времени». Рассказ взрослого о прошлом, настоящим и будущем. Связь определенного события с точкой на «ленте времени».
6. Введение в игру «Магазин» монет мелкого достоинства (1 копейка, 5 копеек, 10 копеек). Вместе с детьми решать проблемную ситуацию как из мелких монет составить необходимую для покупки сумму.
7. Оформление страниц в дневнике группы «Что мы знаем о России», «Что мы знаем о других странах», «Наше путешествие в прошлое».
ЗАНЯТИЕ № 1
 
1. Познакомить с игрой «Внимание», знакомить с приёмом запоминания – установление аналогии.
Хотите узнать, что любят жители страны Математики. Их самая любимая игра называется «Внимание». Хотите в нее поиграть? Я буду показывать вам картин­ку, а вы сначала запоминайте, что на ней нарисовано, а потом будете зарисовывать ее в квадратах, которые есть на ваших листочках. Найдите квадраты. Пока­жите квадрат, в котором будете рисовать первую картинку, вторую, третью. Возьмите в руки карандаш. Когда я скажу: «Приготовились», – все должны смот­реть на меня. Когда я скажу: «Внимание!» – смотрите на картинку и запоминайте ее. Зарисовывать картинку можно только тогда, когда я ее уберу. Вам понятно задание? Чтобы лучше запомнить картинку, нужно подумать, на что она похожа. Итак, начали! (Картинки показывать последовательно по 1, после каждого показа дать детям время зарисовать. После выполнения задания, проверить вместе с детьми, вывешивая по одной таблице на доску. Показать детям приемы проверки: назвать форму предметов, количество элементов, их расположение). Как вы думаете, почему игра называется «Внимание»?
2. Упражнять в сравнении двух групп предметов без счета.
Раздаточный материал: по 15-20 кругов желтых и красных кругов на ребенка. Некоторые жители страны Математики не совсем умеют считать, но очень любят ловить рыбу. Однажды два человека поспорили, кто из них больше рыбы нало­вил. Как можно узнать? А если они считать не умеют? У вас на столах лежат красные круги – это рыба, пойманная одним рыбаком, желтые круги – рыба друго­го рыбака. Каких кругов больше, узнайте не считая. (Скорее всего, дети будут сравнивать разными способами: наложением, приложением, установлением пар. Попросить детей, работавших разными способами, рассказать, как они узнали, где больше. Подвести итог узнавали по-разному, а результат получился у всех одинаковый. Значит, есть разные способы сравнения: установление пар, нало­жение, приложение, счет).
3. Упражнять детей в умении передвигаться в указанном направлении.
Любимый танец жителей страны Математики – танец дикарей. Хотите вас научу? Встаньте так, чтобы вокруг вас было много свободного места. Сделайте 1 шаг влево. 2 раза топните правой ногой, 3 шага вперед, 2 раза хлопните в ладоши, сделайте 5 шагов вправо, возьмитесь правой рукой за левое ухо, хлопните в ла­доши, возьмитесь левой рукой за правое ухо, 4 раза присядьте, подмигните пра­вым глазом, 3 раза подпрыгните, подмигните левым глазом и т.п.
4. Развивать у детей наблюдательность, умение сравнивать.
Демонстрационный материал: таблицы «Найди 5 отличий». Жители страны Математики любят рисовать. У меня есть их рисунки. На первый взгляд они совсем одинаковые, но между ними есть 5 отличий. Кто из вас найдет отличия? (Побуждать детей к проговариванию различий: «На правой картинке – солнце, а на левой – луна».) На ваших карточках тоже есть похожие картинки. Нарисуйте у каждого второго предмета пары то, чего не хватает.
Итог: что нового сегодня узнали? Что нарисуем на карте после сегодняшнего пу­тешествия?
 
 
ЗАНЯТИЕ № 2
 
1. Развивать произвольное внимание, память, самооценку.
В какой город страны Математики мы с вами собирались отправиться? В город Треугольников попадет только тот, у кого получится больше одного правильного рисунка в игре «Внимание». Больше одного, это сколько? (Если будут дети, не набравшие ни одного +, дать им дополнительное несложное задание). На чем сегодня поедем? (В зависимости от выбранного транспорта, имитировать его движение, указывая детям определенное направление: направо, налево).
2. Расширить представления детей о треугольниках.
Вот мы и мы приехали в город Треугольников. Но у входа нас встречает стража. Они просят рассказать, все, что мы знаем о треугольниках. Стража довольна и нас пропускают в город. Посмотрите на свои карточки, на них изображена одна улица города Треугольников. Что в ней особенного? Верно, все здесь треуголь­ное, даже девочка. Ее и зовут-то – Треуголочка. Но почему-то она грустная. Ока­зывается, в страну Математики иногда прилетает Злой Волшебник Резинка, и что-нибудь стирает. Вот и сегодня, перед нашим приходом, по улице прогулялся Резинка и стер все цвета. Улица стала унылая, однообразная. Что мы сможем сделать, чтобы помочь этому городу? Конечно, возьмите цветные карандаши и раскрасьте его, но только помните, что все треугольники должны быть синего цвета. Сколько треугольников вы раскрасили? Проверим, у всех ли одинаково получилось.
Физкультминутка.
Можете ли вы превратиться в треугольники? Попробуйте. По-моему у вас не очень хорошо получается. Почему? Верно, одному изобразить треугольник труд­но. Как вы думаете, скольким детям нужно объединиться, чтобы изобразить тре­угольник? Объединитесь в группы и покажите, как при помощи частей тела мож­но сделать треугольник.
3. Развивать наблюдательность, учить детей рассказывать о своих на­блюдениях.
Демонстрационный материал: таблицы на нахождение отличий
После того как Злой Волшебник Резинка побывал в городе Треугольников, там многое изменилось. Рассмотрите картинки, где изображена Треуголочка и рас­скажите, что стало не так. По-моему здесь есть 5 различий, назовите их. На кар­точках у изображения Треуголочки дорисуйте то, чего не хватает.
4. Упражнять детей в счете от промежуточного числа.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Чтобы дорога не показалось дол­гой, поиграем в игру «Кто знает, тот дальше считает».
Итог: какой город должен появиться на карте? Как вы думаете, какое число чаще всего встречается в этом городе? Почему?
Давайте на следующем занятии, которое состоится .... (дата), отправимся в го­род Четырехугольников. Что вы знаете об этих геометрических фигурах? Чего еще не знаете? Как мы можем это узнать? (Работа ведется как и на предыдущем занятии, т. е. выставляются карточки-символы с обозначенными детьми и воспи­тателем вопросами. В течение недели необходимо напоминать детям постав­ленные вопросы, а так же – создавать условия для нахождения на них ответов).
 
ЗАНЯТИЕ № 3
1. Развивать внимание, память. Познакомить с новым приемом запоми­нания – сравнение.
В какой город страны Математики мы собирались отправиться сегодня? Верно, нам предстоит путешествие в город Знаков. С чего мы обычно начинаем путь? Напомните правила игры «Внимание». Только на этот раз нужно иметь больше трех правильных рисунков. Больше трех, это сколько? А если у кого-то только три правильных рисунка, он попадет в город Знаков? Путь в город Знаков трудное. Поэтому, я буду показывать вам не один, а сразу два рисунка, которые вы долж­ны запомнить. Чтобы лучше запомнить оба рисунка, нужно подумать, чем они по­хожи и чем отличаются. Итак, попробуем.
2. Познакомить детей со знаком «=».
Демонстрационный материал: изображения 5 крупных и 5 мелких яблок, не­сколько групп предметов на наборном полотне, знаки «=».
Вот мы и в городе Знаков. Слышите, кто-то кричит и ссорится. Это яблоки на вет­ках яблони (или другой демонстрационный материал). Яблоки слева кричат, что их больше, а яблоки справа уверяют, что это их больше, потому что они крупнее. А вы как думаете? Но тут пришел знак и встал между крупными и мелкими ябло­ками. Все сразу замолчали, потому, что поняли, что больших и маленьких яблок поровну. Как вы думаете, что это за знак? Верно, этот знак называется «равно». Его все любят и уважают в стране Математики, потому что он очень справедли­вый и встает только туда, где справа и слева предметов одинаковое количество, поровну. Посчитайте предметы на наборном полотне и скажите, между какими предметами можно поставить знак «равно». Это знак пишется как две коротенькие палочки, расположенные одна над другой. Посчитайте, по сколько предметов в больших квадратиках, и там, где их поровну, поставьте знак «=». Между какими предметами вы поставили знак «=»? Почему?
3. Упражнять я выделении геометрических фигур я рисунках.
Знаки окружают нас везде: на улице, в транспорте, в магазинах. Какие знаки вам встречались в жизни? Для чего нужны знаки? Какие математические знаки вам известны? Цифра – это тоже знак, он обозначает число. У вас на столах лежат цифры. Ими вы будете показывать, сколько и каких геометрических фигур вы увидите на рисунке. Итак, сколько на рисунке кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов, четырехугольников? Рассмотрите свои карточки. Вам предстоит выполнить такое же задание. Соедините цветными карандашами гео­метрические фигуры с нужной цифрой. Задание расположено в низу листа.
4. Учить выделять закономерности в ряду предметов.
Демонстрационный материал: рис. 8.2.
Рассмотрите картинки, как вы думаете, какая картинка должна быть следующей? Такое же задание придумали для вас знаки и нарисовали на карточках в малень­ких квадратиках. Сначала обсудите друг с другом, какого рисунка не хватает, а потом договоритесь, кто будет его рисовать.
Итог: что нового вы сегодня узнали? Какой город появится на карте? Что нарису­ем в этом городе? На следующем занятии, которое состоится (дата), мы с вами о травимся в город Математических сказок. Вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? Чем отличаются обычные сказки от математических? Подумаете над этим в течение недели.
ЗАНЯТИЕ № 4
 
1. Продолжать учить видеть закономерности в изображении фигур.
Вы знаете, кто такие рыцари? В старину очень часто устраивались соревнования, где рыцари состязались в уме, силе, ловкости. Они назывались турнирами. Рыцари из страны Математики тоже съехались на турнир. Хотите участвовать в турнире? Договоритесь друг с другом, где чей рыцарь. Начинаем рыцарский тур­нир. Сначала проверим внимание наших рыцарей. Запомните картинки и зарисуйте их. Нарисуйте 4-ю картинку. За каждое правильно выполненное задание рыцарю начисляется 1 балл. Если у кого-то из членов команды были ошибки, балл не ставится. (В "турнирной таблице" отметьте результаты кругами).
2. Учить находить в сюжетных рисунках многоугольники.
Рассмотрите рыцарей, их доспехи. Сильнее тот рыцарь, в изображении которого больше многоугольников. Сосчитайте, из скольких многоугольников состоит ка­ждый рыцарь, и обведите необходимую цифру. Сравните, где многоугольников больше и поставьте между рыцарями знаки >, < или =. Чей рыцарь сильнее? Кто получит дополнительное очко?
3. Упражнять я сравнении двух множеств, закрепить знаки >, <, =.
Ниже нарисованы рыцарские щиты. Рыцари украшали их разными узорами, зна­ками. Более прочным считался тот щит, на котором больше точек. Сравните ко­личество точек на щитах и поставьте знак >, < или =. Какие щиты самые проч­ные? Чтобы турнир был честным, дадим рыцарям щиты одинаковой прочности. Какие? Раскрасьте их.
Физкультминутка: игра «Замри»
4. Учить детей делить предмет с помощью условной мерки на две равные части.
Раздаточный материал: мерка на пару детей.
Обычно рыцари сражались копьями. Побеждает тот рыцарь, у которого копье длиннее. Но чтобы все было честно, необходимо изготовить два совершенно одинаковых копья. На карточках нарисована длинная жердь. Разделите ее на две одинаковые части. Обсудите, как вы это будете делать, договоритесь, кто изготавливает мерку, кто будет проверять.
5. Закрепить умение ориентироваться на квадрате.
Результаты турнира заносились в таблицу. Она выглядела так, как на ваших листочках. Давайте заполним таблицу. В среднем квадрате 3 точки, в правом верхнем на одну точку меньше, в левом нижнем – на одну точку больше, чем в среднем и т.п. Проверим, правильно ли мы заполнили. В каком углу квадрат с 5 точками, двумя точками и т.п.? За каждое правильно выполненное задание ко­манда получает 1 очко. Проверьте, сколько человек выполнили задание пра­вильно. (Выставить таблицу, заполненную точками).
Вот и закончился рыцарский турнир. Как узнать, чей рыцарь победил? Поздравим победителей аплодисментами.
Итог: Что на рыцарском турнире оказалось самым трудным? Что было самым ин­тересным? Обсудите друг с другом и дайте ответ. Что появится на карте сего­дня?
 
ЗАНЯТИЕ № 5
 
1. Упражнять в нахождении закономерностей.
Однажды утром проснулся знак Минус и решил поупражняться, уменьшать что-нибудь. Увидел картинки "Дай-ка, – думает, – я тут что-нибудь убавлю", – и за­черкнул одного человечка Как вы думаете, какого? Почему? Хотите поиграть в лишнее слово?
-            день, ночь, яблоко, утро
-            трамвай, троллейбус, машина, лошадь
-            Ваня, Оля, Коля, Андрей
-            красный, холодный, голубой, коричневый
-            яблоко, конфета, каша, жвачка.
2. Закрепить арифметические действия сложение, вычитание.
Пришел к Минусу знак Плюс. "Что это ты, Минус, пустым делом занимаешься? У нас работы много. Становись в примеры, ребятам решать пора". Встали знаки в примеры, а вы решите их. Обратите внимание, что в примерах теперь встреча­ются разные знаки. Не забывайте, какую работу выполняет каждый знак. Если в примере стоит плюс, то в ответе число будет больше или меньше? На сколько? Если в примере знак минус, то ответ будет больше или меньше? На сколько? (После выполнения задания проверить коллективно, используя цифры для выкладывания примеров. Побуждать детей к придумыванию "историй" по приме­рам).
3. Упражнять в нахождении закономерностей.
Решили Плюс и Минус ковер на стену повесить. Пока приколачивали ковер, не­которые геометрические фигуры с него упали. Какие фигуры в верхнем ряду? Ка­кой фигуры не хватает во втором ряду? Почему? Нарисуйте фигуры в нижнем ряду самостоятельно. Какие фигуры вы нарисовали? Почему?
4. Познакомить детей с разлиновкой бумаги в клетку.
Раздаточный материал: лист бумаги с разлиновкой в клетку.
В стране Математики даже бумага особая, не такая, как везде На этой бумаге очень удобно рисовать геометрические фигуры, писать цифры, знаки, потому что бумага разлинована. Посмотрите внимательно, на листе есть тонкие линии. Они идут сверху вниз и называются вертикальные, еще есть линии, прочерченные слева направо, их называют горизонтальные. Проведите карандашом по любой вертикальной линии, сверху вниз. А теперь карандашом любою цвета проведите по любой горизонтальной линии, слева направо. Пересекаясь, линии образуют маленькие квадратики, их называют клеточки. Поэтому и говорят «бумага в клет­ку». Обведите одну клеточку красным карандашом, обведите еще одну клеточку синим карандашом. Полюбуйтесь на свою работу. Нарисуйте знаки Плюс и Минус по очереди друг за другом целую строку. Обратите внимание на то, что меж­ду знаками должна быть одна пустая клеточка Пропустите две строчки. Нари­суйте линию, равную двум клеточкам. Пропустите 1 клетку, нарисуйте линию, равную 4 клеточкам.
4. Продолжать формировать умение измерять предмет с помощью условной мерки.
Жуки и гусеницы решили устроить спортивные соревнования. Для соревнований по бегу, им нужны дорожки одинаковой длины. Возьмите по маленькому листочку бумаги в клетку. Нарисуйте беговые дорожки – линию, равную 6 клеткам. Договоритесь друг с другом, какая дорожка будет для жука, а какая – для гусеницы. Обозначьте дорожку вот таким образом. Дорожки должны быть одинаковой длины. Чтобы это проверить, поменяйтесь с ребятами, которые сидят за соседним сто­лом дорожками, чтобы они проверили их длину, а вы – проверьте длину их дорожек. Вам кажется, что дорожки не равны? Как можно проверить? Проверьте длину дорожек разными способами. Что вы выяснили? Оказывается, иногда глаза нас могут подвести: кажется, что дорожки разные, а на самом деле они одинако­вые.
to top button